С начала 2024 года стоимость контейнерных перевозок из Китая выросла более чем в 3 раза, достигнув максимума с 2022 года. Об этом свидетельствуют показатели World Container Index (WCI).
Так, фрахт 40-футового контейнера по маршруту Шанхай – Роттердам оценивается в 7 929 долларов – это прирост в 374% в годовом выражении. Опрошенные “РГ” эксперты объяснили, как это скажется на стоимости импорта в Россию.
Стоимость логистики всегда влияет на стоимость товаров. Об этом рассказал доцент кафедры логистики МАДИ, эксперт московского областного отделения “Опоры России” Вячеслав Белобжецкий.
“Увидим ли мы какое-то особенное подорожание товаров из Китая? Думаю, что нет. Подорожание идет постоянно, как и ставки на доставку выросли не одномоментно. Предполагаю, что основная часть подорожания уже заложена в цены”, – пояснил он.
Хотя на какие-то крупные товары, стоимость доставки которых полностью ложится на цену 1-2 единиц (оборудование, например), изменения в стоимости доставки влияют более значительно и заметно, резюмировал эксперт.
“С одной стороны, мы видим рост глобального спроса на контейнерные перевозки. Их объемы уже сейчас превышают пост-пандемийный показатель 2021 года. При этом дефицита мощностей не наблюдается, и предложение перевозчиков с запасом покрывает растущий спрос”, – отметил заведующий кафедрой предпринимательства и логистики, директор высшей школы экономики и бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов.
По его словам, причиной резкого скачка стоимости доставки контейнерных перевозок стала непростая ситуация в Красном море. Перевозчики вынуждены идти в обход Мыса Доброй Надежды, что вызвало рост стоимости, а увеличение стоимости фрахта влияет на глобальную инфляцию. Обычно считается, что удвоение стоимости фрахта добавляет 0,7 % к мировой инфляции.
При этом на параллельный импорт большее влияние оказывает санкционное давление, уточнил эксперт. Поскольку участникам трансграничной торговли изначально приходится формировать сложные логистические маршруты, использовать цепочки торговых и финансовых посредников.
“Увеличение стоимости доставки из Китая связано в первую очередь с дисбалансом импортно-экспортного грузопотока”, – отметил председатель комитета по транспортной логистике “Деловой России”, президент “АвтоГрузЭкс” Вадим Филатов.
Ситуация в Красном море привела к массовой смене маршрутов, некоторые линии начали обходить Суэцкий канал через мыс Доброй Надежды, что привело к увеличению транзитного времени, считает эксперт. В результате средняя длительность кругового рейса между Азией и Европой выросла на 25%, в реальном выражении – на 20-25 суток. Следствием этого, а также дисбаланса импорта и экспорта между Китаем и Россией, стало то, что в КНР обостряется нехватка порожнего контейнерного оборудования.
“Еще одна причина – проблемы в финансовой логистике. Бизнес регулярно сталкивается с задержками при оплате товаров, что приводит к резким всплескам и падениям грузопотока”, – добавил он. Например, в феврале-апреле объем импорта из Китая существенно снизился из-за проблем с платежами, а в мае, когда большую часть сложностей удалось решить, на фоне отложенного спроса бизнес столкнулся с “овербукингом”.
За июнь-август ситуация обострилась – на данный момент среднее время ожидания порожнего контейнера и свободного
Российская газета