Дальний Восток сегодня стал одним из важнейших регионов для укрепления позиций России в мире. Значим он и для Беларуси. Именно сюда переориентируются торговые маршруты и в целом весь вектор развития.
На площадке Восточного экономического форума (ВЭФ-2024), прошедшего во Владивостоке, говорили об инвестициях и масштабных проектах ближайшего будущего, которые Россия и Беларусь собираются реализовать вместе с другими странами-партнерами.
По суше и по воде
Россия и Беларусь расширяют связи Дальнего Востока с зарубежными партнерами. Ставка – на привлечение инвестиций, технологий и развитие транспортных коридоров национального и даже глобального масштаба. Так, Северный морской путь, кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком, по объему грузоперевозок уже в пять раз побил рекорд советского времени: в прошлом году – более 36 миллионов тонн.
Для развития Севморпути Россия строит новые ледоколы и увеличивает мощность своих портов. Это выгодно и партнерам по евразийской интеграции. Беларусь рассчитывает вдвое сократить сроки доставки товаров на Дальний Восток и в Китай. По словам президента России Владимира Путина, партнеры заинтересованы в развитии Мурманского транспортного узла. “Коллеги из Беларуси предметно рассматривают перспективы развития портовой инфраструктуры и своих терминалов на Кольском полуострове”, – отметил президент РФ в ходе пленарной сессии ВЭФ-2024. Планирует Минск увеличить перевалку своих грузов и через архангельский порт.
Еще один приоритет – железные дороги. Россия ведет модернизацию БАМа, причем по масштабу сегодня это даже более крупный проект, чем строительство магистрали в советские годы. При этом приоритетом № 1 остается повышение качества жизни. Государство продолжит вкладывать деньги в развитие дальневосточных и арктических городов.
Выбрали вектор
Разворот на Восток две страны совершают вместе. Об этом говорит и планируемое участие Беларуси в международной территории опережающего развития (ТОР) – первый такой институт создается в Приморском крае. “Большой интерес к нему проявляют наши китайские партнеры, а также Республика Беларусь, с участием которой в Приморье может появиться новый глубоководный порт”, – сообщил Владимир Путин. Опять же – с выходом на Северный морской путь.
Очевидно, это важно и для перспектив объединенной транспортной системы, которая создается в рамках Союзного государства.
Дальний Восток важен для экономики двух стран. Президент Беларуси Александр Лукашенко неоднократно заявлял о заинтересованности в сотрудничестве с Дальневосточным регионом и во время встреч на высшем уровне, и в ходе общения с российскими губернаторами. Накануне ВЭФ-2024 на встрече с Послом КНР Се Сяоюном по случаю завершения его каденции в Беларуси Александр Лукашенко назвал белорусско-российское региональное сотрудничество образцовым и призвал распространить подобный позитивный опыт также на белорусско-китайские отношения.
Президент поблагодарил китайскую сторону за поддержку страны при вступлении в ШОС и выразил надежду на то, что Беларусь в скором времени примут и в БРИКС. Предполагается, что это укрепит безопасность в регионе и откроет новые возможности для расширения экономического сотрудничества всех стран-участниц.
Посол Республики Беларусь в РФ Александр Рогожник в своем выступлении на ВЭФ-2024 призвал партнеров учитывать белорусский опыт по созданию свободных экономических зон. “Создавая новые зоны, необходимо дополнять друг друга, а не создавать конкуренцию самим себе. Именно в этом и состоит идея, которую закладывали президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин в рамках Союзного государства. Должны быть обеспечены взаимодополнение и технологическая безопасность государств”, – сказал он.
Александр Рогожник обратил внимание, что резидентами особых экономических зон или территорий опережающего развития не должны становиться компании, которые дублируют уже существующие производства в Союзном государстве.
Беремся за дело
Уже в ходе двусторонней встречи Посла Беларуси с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко на полях ВЭФ был подписан план мероприятий на 2025-2026 годы по реализации соглашения между правительствами Беларуси и Приморского края о торгово-экономическом, научно-техническом, социально-культурном сотрудничестве. Также известно, что делегация из Владивостока в ближайшее время отправляется в Минск, чтобы предметно ознакомиться с расширяющимся ассортиментом белорусских промышленных гигантов – в планах этого года закупка 30 автобусов.
Налаживает Беларусь сотрудничество и с другими регионами Дальнего Востока. На полях ВЭФ-2024 Посол Беларуси провел ряд двусторонних встреч с губернаторами Сахалинской области Валерием Лимаренко, Камчатского края Владимиром Солодовым, с главой Республики Саха (Якутия) Айсеном Николаевым, с врио губернатора Хабаровского края Дмитрием Демешиным.
В новом формате
В проекте по созданию международной ТОР в Приморье сможет принять участие и Союзное государство. Об этом на полях ВЭФ заявил Государственный секретарь Дмитрий Мезенцев.
По его словам, через два-три года, а возможно и раньше, можно будет предложить Совету Министров Союзного государства участие в этом проекте в союзных форматах и, возможно, даже позиционировать один из проектов Союзного государства либо программу. Как пояснил Дмитрий Мезенцев, потребуется проанализировать опыт работы территорий опережающего развития Дальнего Востока, учесть опыт Китая, Беларуси, запрос на выпуск продукции, логистику и другие факторы.
Работая с международными инвесторами, Россия и Беларусь нацелены на укрепление своего технологического суверенитета
Расширяя работу с международными инвесторами, Россия и Беларусь в рамках Союзного государства нацелены и на укрепление собственного технологического суверенитета. “Основные направления высокотехнологичных разработок в рамках Союзных программ обозначены традиционно. Это космос, электроника и микроэлектроника, автомобилестроение, металловедение, безопасность”, – пояснил Дмитрий Мезенцев “Российской газете” и “СОЮЗу”.
Наращивать компетенции будет Университет высоких технологий Союзного государства, который сначала станет работать по сетевому принципу, а через несколько лет войдет в формат полноценного университета с размещением в Минске. “Мы должны добиваться возвращения к ситуации, когда сами будем предлагать высокотехнологичные решения, за которыми будут охотиться и которые будут готовы воспринять партнеры на Востоке и, возможно, партнеры на Западе”, – заметил Госсекретарь.
Проблема отношений с Западом не будет решена быстро, поскольку она носит объективный характер. Россия и Беларусь приняли стратегическое решение бороться с засильем однополярного мира, а потому нам нужно развивать свои международные транспортные коридоры и порты, считает заведующий московским отделом Института проблем транспорта РАН Владимир Цыганов.
Транспортные коридоры “Восток – Запад” и “Север – Юг” важны как для России, так и для Беларуси. В частности, Беларусь заинтересована в поставках в Азию, Африку и Латинскую Америку минеральных удобрений. Везти их можно как раз через порты Дальнего Востока.
Поэтому логично, что Беларусь будет участвовать в проекте международной территории опережающего развития в Приморье, как и в развитии порта в Мурманске. Этот порт соединяет два коридора и Севморпуть.
“Создания этих транспортных маршрутов очень боятся на Западе. Англосаксонские страны, конечно, сейчас господствуют на море за счет мощного флота, системы страховок морских перевозок. Но движению по коридорам “Север – Юг” и “Запад – Восток”, как и по Севморпути,они не в силах помешать. Здесь наше стратегическое преимущество”, – говорит эксперт.
Российская газета