loader image

С 1 АПРЕЛЯ ИЗМЕНЯТСЯ ФОРМАТЫ И ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ

С 1 апреля 2025 года вступают в силу важные изменения, касающиеся порядка заполнения, структуры и форматов таможенных документов, включая декларации на товары, транзитные декларации и предварительную информацию.

Решением Коллегии ЕЭК от 26.03.2024 N 26 “О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии” были изменены даты вступления в силу ряда документов, указанных в приложении N 1 к данному решению.

С 1 апреля 2025 года начнут действовать следующие документы:

Решение Коллегии ЕЭК от 30.05.2023 г. N 73 “Об утверждении формы транзитной декларации и порядка ее заполнения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии” – утверждает новую форму транзитной декларации и порядок ее заполнения;

Решение Коллегии ЕЭК от 30.05.2023 г. N 74 “О структуре и формате транзитной декларации и внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии” слова “с 1 апреля 2024 г.” – утверждает новую структуру и формат транзитной декларации;

Решение Коллегии ЕЭК от 30.05.2023 г. N 75 “О структуре и формате декларации на товары и корректировки декларации на товары и внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии” – утверждает новую структуру и формат ДТ и КДТ;

Решение Коллегии ЕЭК от 30.05.2023 г. N 76 “О внесении изменений в структуру и формат декларации таможенной стоимости” слова “с 1 апреля 2024 г.” – вносит изменения в структуру и формат ДТС;

Решения Коллегии ЕЭК от 20.06.2023 г. N 82 “О внесении изменений в Порядок заполнения декларации на товары” слова “с 1 апреля 2024 г.”, от 05.07.2024 г. N 88 “О внесении изменений в Порядок заполнения декларации на товары” слова “1 апреля 2024 г.” и от 18.07.2023 г. N 107 “О внесении изменений в Порядок заполнения декларации на товары” слова “1 апреля 2024 г.” – вносят изменения в порядок заполнения ДТ;

Решения Коллегии ЕЭК от 15.08.2023 г. N 115 “О внесении изменений в структуру и формат предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза водным транспортом” слова “с 1 апреля 2024 г.”, от 15.08.2023 г. N 116 “О внесении изменений в структуру и формат предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным транспортом”, от 15.08.2023 г. N 117 “О внесении изменений в структуру и формат предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом” , от 15.08.2023 г. N 118 “О внесении изменений в структуру и формат предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза железнодорожным транспортом” – вносят изменения в структуру и формат предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС водным, автомобильным, воздушным и ж/д транспортом соответственно;

Решения Коллегии ЕЭК от 22.08.2023 г. N 124 “О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378” и от 28.08.2023 г. N 132 “О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378” – вносят изменения в классификаторы, используемые для заполнения таможенных деклараций, утвержденные Решением КТС N 378.

Также с этой даты вступают в силу изменения в порядок заполнения, структуру и формат заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, утвержденные решениями Коллегии ЕЭК от 14.01.2025 г. N 2 “О внесении изменения в пункт 36 Порядка заполнения заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары” и от 14.01.12025 N 3 “О внесении изменений в структуру и формат заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары”.

ТКС.РУ

man writing on paper

ЯПОНИЯ ПРОДЛИЛА НА ГОД ИСКЛЮЧЕНИЕ РОССИИ ИЗ РЕЖИМА НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ

Правительство Японии в очередной раз продлило на год отмену для России льготного режима в торговле из-за ситуации на Украине.

Об этом сообщила газета Nikkei.

Льготный режим был аннулирован в марте 2022 года сроком на 12 месяцев, и аналогичное решение принималось в 2023 и 2024 годах. После предыдущей пролонгации такая мера действовала до конца марта текущего года. После вступления в силу 1 апреля она продлится до конца марта 2026 года.

Импорт из стран, не входящих в список имеющих режим наибольшего благоприятствования, облагается по базовой тарифной ставке. В связи с этим ранее были повышены пошлины на ввоз из РФ древесины с 4,8% до 8%, лосося и икры – с 3,5% до 5%, краба – с 4% до 6%. Вместе с тем применительно к энергоресурсам, которые занимают большую часть японского импорта из России, тарифные ставки не повышались и по-прежнему остаются нулевыми.

Снижение товарооборота

Товарооборот между РФ и Японией в 2024 году снизился, по подсчетам ТАСС, на 21,8%, до 1,18 трлн иен (около $7,86 млрд по текущему курсу). Импорт из России уменьшился на 16,7%, до 860,3 млрд иен ($5,7 млрд). Экспорт из Японии сократился на 17,2%, до 327,6 млрд иен ($2,2 млрд). Главной причиной продолжающегося снижения товарооборота между двумя государствами стали ограничительные меры, введенные японской стороной в свете ситуации на Украине.

Режим наибольшего благоприятствования – один из основополагающих принципов деятельности Всемирной торговой организации – предполагает, что договаривающиеся стороны обязуются предоставить друг другу такие же благоприятные условия в области экономических и торговых отношений, как и любому третьему государству. Это касается, в частности, таможенных льгот.

Санкции в отношении РФ

Японское правительство с весны 2022 года ввело несколько пакетов санкций против России. После этого РФ прекратила консультации с Японией по вопросу о мирном договоре. Москва также вышла из переговоров о налаживании совместной хозяйственной деятельности на юге Курил, прекращены поездки туда их бывших японских жителей. По словам посла РФ в Японии Николая Ноздрева, Токио фактически пошел на полный демонтаж отношений с одним из своих главных соседей, решив, что издержки этого шага будут меньше, чем выгода от “конъюнктурного присоединения к антироссийской кампании”, запущенной Западом.

Президент РФ Владимир Путин, выступая 7 ноября 2024 года на пленарной сессии форума “Валдай”, заявил, что Россия и Япония являются естественными партнерами ввиду своего соседства, поэтому Москва не будет отпираться в случае возвращения Токио к сотрудничеству. В конце декабря 2024 года заместитель главы МИД РФ Андрей Руденко на встрече с японским послом в Москве Акирой Муто предупредил, что возобновление межгосударственного диалога возможно только при реальном пересмотре Токио антироссийского курса.

ТАСС

people standing beside building

ДОЛЯ БАНАНОВ ИЗ ЭКВАДОРА В РОССИИ СОСТАВЛЯЕТ 98 ПРОЦЕНТОВ

Доля бананов из Эквадора на российском рынке по итогам 2024 года осталась на уровне 98%, несмотря на частичную приостановку в начале года поставок и сокращение потребления бананов населением, рассказал в интервью РИА Новости посол страны в Москве Хуан Фернандо Ольгин Флорес.

Собеседник агентства отметил сокращение поставок в 2024 году на 12% в сравнении с 2023 годом. По его словам, речь идет о снижении стоимости экспорта бананов с примерно 757,8 миллиона долларов до 665,3 миллиона долларов.

“Эквадор поставляет примерно 98% всех бананов на рынке России. И в 2023 году, и в 2024 году наша доля составляла 98%. Это означает, что не наше присутствие на рынке РФ уменьшилось, а сократился сам рынок. Люди стали меньше покупать, и это отражается в виде такого снижения. Причин и факторов много. Рост цен, падение стоимости рубля, хотя сейчас она восстанавливается”, – сказал при этом посол.

Он добавил, что, в соответствии с текущей ситуацией, объем поставок эквадорских бананов в Россию в 2025 году может быть сопоставим с 2024 годом, однако есть и надежда превзойти прошлогодний результат.

В феврале 2024 года Россельхознадзор, обеспокоенный ситуацией с поставками бананов из Эквадора, в которых была выявлена муха-горбатка, попросил министра сельского хозяйства и животноводства южноамериканского государства приостановить сертификацию пяти экспортеров этих фруктов.

Позже Россельхознадзор вернул право пяти компаниям из Эквадора поставлять бананы под гарантии эквадорского ведомства, прошли технические консультации. По их итогам Эквадор предоставил Россельхознадзору информацию об усилении контроля за поставщиками бананов, также ведомство получило приглашение убедиться в этом в ходе визита.

РИА Новости

yellow banana on yellow surface

В ПРИМОРЬЕ С НАЧАЛА ГОДА ВВЕЗЕНО ПОЧТИ 70 ТЫСЯЧ ТОНН ПЛОДОВ И ОВОЩЕЙ ИЗ КИТАЯ

Согласно информации Приморского межрегионального управления Россельхознадзора, с начала января по 19 марта текущего года на фитосанитарных контрольных постах в Приморском крае было проверено 69,8 тысяч тонн свежих фруктов, овощей и ягод из Китая.

В частности, в этом периоде поступило 23,3 тысяч тонн фруктов и ягод, а также 46,5 тысяч тонн свежих овощей и зелени. Наибольшее количество фруктов, ввезенных из КНР, составили мандарины (7,9 тысяч тонн), яблоки (4,8 тысяч тонн) и апельсины (2,8 тысяч тонн). Что касается овощей, наибольшими объемами поступили картофель (13,4 тысяч тонн), капуста (7,2 тысяч тонн), томаты (5,7 тысяч тонн) и лук (5 тысяч тонн).

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, импорт фруктов и ягод увеличился на 2,5 тысяч тонн, а овощей — на 16,6 тысяч тонн. В рамках контрольной работы Россельхознадзора также было запрещено ввоз 12 партий овощей из Китая, общей массой 80,5 тонн, из-за выявления карантинных заболеваний. В итоге 4 партии весом 78,9 тонн были возвращены в страну-экспортер, а 8 партий, общим весом 1,6 тонн, уничтожены.

Fruitinfo

vegies on blue surface

МОЩНОСТЬ ПОРТА В МУРМАНСКЕ БУДЕТ УВЕЛИЧЕНА В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ

Мощность Мурманского порта планируется кратно нарастить уже в ближайшие годы, заявил президент России Владимир Путин на церемонии запуска погрузки угольного терминала “Лавна” в Мурманской области.

“Россия активно развивает Северный морской путь – весь глобальный маршрут от Санкт-Петербурга через Арктику до Владивостока. Мурманский порт – одна из ключевых точек на этой значимой трассе. Обязательно продолжим наращивать его мощность – не менее чем в три раза в ближайшие годы. А в перспективе нужно выходить и на большие показатели”, – сказал глава государства.

Он пояснил, что это будут делать за счет строительства новых терминалов, современной портовой инфраструктуры, расширения ближних и дальних железнодорожно-транспортных подходов.

“Все эти планы должны быть тесно увязаны с развитием Арктики и Северного морского пути, с обеспечением роста перевалки не только российских, но и зарубежных грузов, с развитием отечественного судостроения”, – подчеркнул Путин.

Путин обратил внимание на то, что отгружаемый в “Лавне” уголь – из Кузбасса.

“Новые мощности позволят диверсифицировать логистику поставок кузбасского угля на внешние рынки”, – отметил он.

Интерфакс

blue and red cargo ship

МИНТРАНС ПРЕДЛОЖИЛ ВВЕСТИ С 1 СЕНТЯБРЯ СБОРЫ С АВИАКОМПАНИЙ ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ АЭРОПОРТОВ

Минтранс России предложил ввести с 1 сентября 2025 года инфраструктурный сбор с авиакомпаний для финансирования реконструкции аэропортов.

Соответствующий проект постановления правительства, подготовленный министерством, опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.

“Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации изменение, дополнив его статьей 64.1. следующего содержания: <…> Сбор на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта взимается в аэропортах, перечень которых устанавливается решением правительства Российской Федерации. <…> Взимание инфраструктурного сбора осуществляется с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки”, – говорится в документе. В нем отмечается, что закон в случае принятия вступит в силу с 1 сентября 2025 года.

Согласно проекту закона, средства, собранные в аэропортах одной группы, будут направляться на строительство и реконструкцию объектов одного или нескольких аэропортов этой же группы. Правительство будет определять размер сбора, а также принимать решение по распределению средств.

В пояснительной записке сообщается, что законопроект подготовлен в рамках федерального проекта “Развитие опорной сети аэродромов” для формирования дополнительного источника финансирования строительства, реконструкции аэродромов.

Президент РФ Владимир Путин в послании к Федеральному Собранию заявлял, что за шесть лет необходимо модернизировать инфраструктуру не менее 75 аэропортов. На эти цели выделено не менее 250 миллиардов рублей в виде прямого бюджетного финансирования. “Однако, несмотря на объем выделяемых бюджетных средств строительство, реконструкция, модернизация аэродромной инфраструктуры 75 аэропортов в необходимом объеме и сроки исключительно за счет выделенного бюджета не представляется возможным. Для покрытия дефицита бюджетных средств необходимо привлечение частных инвестиций”, – следует из пояснительной записки.

Там отмечается, что одним из эффективных способов привлечения частных инвестиций в проект является заключение концессионного соглашения с частным инвестором, который организует процесс создания или реконструкцию аэродромов, а также их последующую эксплуатацию. “В рамках концессионных соглашений в отношении объектов аэродромной инфраструктуры возмещение частных инвестиций и обслуживание заемного финансирования на этапе эксплуатации возможны за счет сбора с пользователей объектов аэродромной инфраструктуры. Внедрение инфраструктурного сбора предполагается осуществить таким образом, чтобы обеспечить недопущение чрезмерного увеличения платы за эксплуатацию объектов аэродромной инфраструктуры и, соответственно, увеличения стоимости билета для конечных пассажиров в отдельных аэропортах”, – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

ТАСС

white airliner on runway

ОБЪЕМ ЭКСПОРТА В ДРУЖЕСТВЕННЫЕ СТРАНЫ ВЫРОС НА 8,5% В 2024 ГОДУ

В условиях санкционного давления на Россию власти вынуждены перестраивать экономические цепочки с снижать барьеры в торговле с дружественными странами.

По итогам прошлого года, благодаря в том числе этим мерам, российский экспорт в такие страны вырос более чем на 8%, рассказал премьер-министр Михаил Мишустин в ходе отчета правительства в Госдуме.

“Реагируя на внешние вызовы, мы укрепили взаимодействие в Союзном государстве, Евразийском экономическом союзе и Содружестве Независимых Государств. А также по линии ШОС и БРИКС, – сказал он. – В значительной степени мы переориентировали торговлю на рынки Глобального Юга – к новым центрам роста мировой экономики”.

Существенно обновилась правовая база, регулирующая операции с дружественными странами, отметил глава кабмина. “Начиная с 2020 года для российских экспортеров было устранено или существенно либерализовано свыше 170 ограничительных мер. Эффект от всех этих решений по самым скромным подсчетам оценивается в 550 миллиардов рублей”, – сообщил Мишустин.

В прошлом году вступило в силу Соглашение о свободной торговле услугами в СНГ, завершены переговоры по проекту обновленного Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций с Китаем.

“В результате этих и других мер российский экспорт в дружественные страны вырос почти на 8,5% по итогам 2024 года. А его доля в общем объеме поставок за рубеж увеличилась более чем вдвое за последние шесть лет”, – заявил премьер.

Дальнейшему расширению внешнеэкономических связей послужит выполнение Соглашения о единой системе таможенного транзита ЕАЭС, подписанного лидерами в декабре прошлого года. Оно призвано обеспечить бесшовный транзит по всей территории Союза и в дружественных государствах, а также сократить логистические издержки для бизнеса.

Российская газета

aerial photo of pile of enclose trailer

КАБМИН ЗАПРЕТИЛ АВТОПЕРЕВОЗКИ НЕКОТОРЫХ ТОВАРОВ ПО РФ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПАНИЯМ ИЗ МОЛДАВИИ

Правительство внесло Молдавию в перечень стран, компаниям из которых запрещено осуществлять автомобильные перевозки ряда грузов по территории РФ.

Постановление Правительства РФ от 25.03.2025 N 362 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 1728” подписал премьер-министр Михаил Мишустин.

Также изменен перечень товаров, на которые не распространяется запрет – из него исключены, например, алкогольные напитки, какао, табачные изделия. Таким образом, доставка этих и ряда других товаров из Молдавии автотранспортом в Россию будет осуществляться благодаря механизму перегрузки грузов (либо перецепки полуприцепа) отечественными перевозчиками.

В конце сентября 2022 года правительство России установило запрет на грузовые автомобильные перевозки по территории страны для компаний из стран ЕС, Норвегии, Украины и Великобритании. Предусмотрен ряд товаров, на перевозку которых данное ограничение не распространяется. Среди них различные виды продовольствия, готовые товары, ингредиенты, а также непродовольственные грузы. Запрет не будет распространяться на перечень товаров, среди которых мясо, рыба, молоко, некоторые виды овощей и кондитерских изделий, зерновые продукты, фрукты, керамические изделия, часы, стекло, музыкальные инструменты.

ТАСС

red blue and yellow flag under blue sky during daytime

АМУРСКИЙ ФИЛИАЛ НЦБРСП ИССЛЕДОВАЛ СВЫШЕ 13 ТОНН ТЫКВЫ ИЗ КИТАЯ

С начала 2025 года по 17 марта сотрудники Амурского филиала ФГБУ «Национальный центр безопасности рыбной и сельскохозяйственной продукции», подведомственного Россельхознадзору, провели исследования 24 проб свежей тыквы, ввезённой из Китая, общей массой 13,6 тонны.

Образцы были отобраны на складе временного хранения ТЛТ «Каникурган» инспекторами ФГБУ и Управления Россельхознадзора по Амурской области и Республике Саха (Якутия).

В испытательной лаборатории были проведены энтомологические и гербологические исследования для выявления возможных карантинных вредителей и сорных растений. Результаты показали отсутствие вредителей.

Информация о проведенных испытаниях была передана в территориальное Управление Россельхознадзора для дальнейшего контроля.

FruitInfo

orange pumpkins on gray field near green grassland at daytime selective focus photography

КИТАЙ НАРАСТИЛ ЭКСПОРТ ЯБЛОК В РОССИЮ ДО ШЕСТИЛЕТНИХ МАКСИМУМОВ

КНР в феврале этого года нарастила экспорт яблок в Россию до шестилетних максимумов, также рекордных значений достигли поставки клубники, экзотических фруктов, томатов и перцев, выяснило РИА Новости, изучив данные китайской статслужбы.

Так, в феврале импорт Россией яблок из Китая достиг максимальных с января 2019 года 8,2 миллиона долларов. За месяц объемы их импорта выросли в 1,6 раза, а за год – в 1,7 раза.

Кроме того до многолетнего максимума выросли поставки в Россию китайских клубники и земляники: в феврале их было импортировано на максимальные с мая 2022 года 1,75 миллиона долларов, что в 3,3 раза больше, чем месяцем ранее.

Также до максимума выросли поставки в Россию экзотических фруктов и плодов, например, гуаявы, мангустинов и манго, – до максимальных с июня 2024 года 2,7 миллиона долларов. Прирост с января составил 1,7 раза, а в годовом выражении – 35%.

Кроме того во фруктовом импорте России из КНР заметную долю заняли цитрусовые (14,5 миллиона долларов), обработанные фрукты и орехи (3,98 миллиона), виноград (3,88 миллиона) и орехи (1,4 миллиона). Всего Москва закупила фруктов, ягод и орехов на 42,9 миллиона долларов, нарастив импорт за год на треть, а за месяц на 12%.

В поставках овощей в феврале лидерами оказались томаты: их из КНР в РФ приехало на 5,72 миллиона долларов, что стало наибольшим объемом с июня 2024 года. Также в заметных количествах покупался лук (5,66 миллиона), сушеные овощи (3,3 миллиона), капуста (3,1 миллиона), картофель (3 миллиона) и огурцы (2,5 миллиона).

До рекордных значений с мая 2021 года вырос и импорт прочих овощей. В частности это были болгарские и душистые перцы, которых за февраль Москва закупила на 4,6 миллиона долларов, максимальных с мая 2023 года. Также в эту товарную группу вошла зелень (922 тысячи долларов), некоторые виды грибов (533 тысячи), баклажаны (388 тысяч), а также тыквы и кабачки (207 тысяч).

Всего Россия в феврале закупила овощей у Китая на 33,7 миллиона долларов, нарастив их импорт за год на треть, а в месячном выражении – на почти 12%.

РИА Новости

bunch of red apples

EnglishRussian