loader image

В РОССИИ КРАТНО ВЫРОСЛИ ПРОДАЖИ ЭКЗОТИЧЕСКИХ ФРУКТОВ

Это может быть связано с ростом цен на традиционные для России импортные бананы и апельсины

В России активно растут продажи экзотических фруктов. Так, в первом полугодии 2023-го объем реализации помело увеличился в три раза, папайи — в 2,5 раза, рамбутана — в 1,5 раза. В то же время спрос на привычные фрукты вроде бананов, арбузов или винограда почти не изменился, пишет «Российская Газета» со ссылкой на исследование аналитической компании NTech.

В нем говорится, что опережающий рост затрат на орехи, фрукты и ягоды — лишнее подтверждение тенденции на востребованность максимально разнообразных и качественных продуктов питания. Согласно исследованию, свежие фрукты и овощи — самая объемная (без учета алкоголя) категория в затратах россиян на продукты. И по итогам 2023 года ее доля вырастет с 13,37% до 14,56%, прогнозируют аналитики.

По данным Росстата за октябрь, рост цен был зафиксирован на отдельные виды плодоовощной продукции, в том числе томаты подорожали на 31,1%, бананы — на 5,8%, апельсины — на 3,6%, виноград — на 2,1%. В то же время цены на картофель снизились на 8,9%, капусту — на 7,7%, морковь — на 6,6%, яблоки — на 6%, лимоны — на 2,4%, свеклу — на 2,3%.

Гендиректор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова говорит, что продажи экзотических фруктов действительно выросли в этом году, но это, во-первых, связано с низкой базой. Во-вторых, люди постепенно начинают менять модель потребления: в России среди импортных фруктов лидерами всегда были бананы, апельсины и мандарины, но за последний год они сильно подорожали — примерно на 40-50%. Рост цены не мог не сказаться на потреблении в физическом объеме. В результате некоторые россияне начали заменять привычные фрукты экзотическими. Также, говорит Решетникова, рост потребления связан с ЗОЖ-трендами.

«Если цены на самые ходовые фрукты — бананы и апельсины — не снизятся (они, на мой взгляд, сейчас очень высокие), то объем потребления уменьшится и будет сокращаться дальше», — прокомментировала «Агроинвестору» Решетникова. Но, продолжает она, в таком случае потребление экзотических фруктов продолжит расти за счет этих групп. Однако все равно объемы продаж бананов, апельсинов и экзотики сравнивать нельзя — у первых они значительно больше.

Кроме того, продолжает эксперт, рост потребления экзотических фруктов, с одной стороны, может говорить о некоем потребительском оптимизме. С другой, в непростых жизненных ситуациях люди по возможности стараются чаще себя баловать. «Это “эффект красной губной помады”: в сложные времена женщины увеличивают ее покупки, чтобы поддержать настроение или социальный статус. Я бы не сказала, что сейчас люди стали спокойнее, более уверенными в себе или их реальные доходы сильно выросли, так как идет рост не всего потребления, а только каких-то определенных групп товаров вместо других», — рассуждает Решетникова.

По ее словам, потребление овощей растет только за счет тепличной группы, в то время как овощей «борщевого набора» и картофеля — в лучшем случае стабильно или объемы немного снижаются (но многое зависит от региона). «Эти овощи в целом в свежем виде не едят, в то время как огурцы, томаты, сладкий перец, салаты принято потреблять в свежем виде», — объясняет Решетникова, добавляя, что это также соответствует тенденциям ЗОЖ.

Агроинвестор

ПЕРВУЮ МОРСКУЮ ВЕТРЯНУЮ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЮ В ЛИТВЕ ПОСТРОЯТ К 2030 ГОДУ

Голландская компания Fugro, поставщик геотехнических услуг, и литовская энергетическая компания Ignitis Renewables подписали контракт на проведение геофизических исследований для строительства первой в Литве морской ветроэлектростанции.

Ignitis Renewables разрабатывает этот проект с Ocean Winds, совместным предприятием Engie и EDP Renewables. Мощность морской ветроэлектростанции составит 700 МВт, площадь – 120 кв. км. Она будет расположена примерно в 30-36 км от побережья Балтийского моря. Ожидается, что проект заработает к 2030 году и будет генерировать до 3 ТВтч электроэнергии в год, что, как подсчитали в Fugro, удовлетворит до 25% спроса Литвы на электроэнергию.

Для сбора данных, которые будут использоваться для определения оптимальной конструкции и местоположения фундамента ветряной турбины, Fugro задействует свою исследовательское судно «Fugro Frontier».

Напомним, Литва объявила эмбарго на поставку энергоресурсов из России весной 2022 года. Однако, согласно данным Евростата, закупки электроэнергии продолжаются – в январе-августе этого года Россия поставила в эту страну электроэнергии на сумму 2,2 млн евро – на 97,9% меньше, чем за аналогичный период 2022 года. Тогда экспорт российской электроэнергии в Литву составил 104,6 млн евро.

SeaNews

ПОРТЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА ВЕРНУЛИ ПОЛОВИНУ ДОКРИЗИСНЫХ ОБЪЕМОВ

По прогнозам экспертов, в 2024 году показатель вырастет еще на 10-14%

В сентябре 2023 года объем перевалки в портах Северо-Западного бассейна России составила 53% от докризисных среднемесячных объемов. Об этом на деловом бранче «Международный контракт в 2023-2024 годах: Особенности, прогнозы и бизнес-стратегии» заявил начальник отдела продаж контейнерных грузов Global Ports Федор Клочков.

– В январе 2022 года объем перевалки в портах Санкт-Петербурга и Усть-Луги составил 172 тыс.TEU, к сентябрю 2022 года показатель опустился до 31 тыс. TEU. По состоянию на сентябрь 2023 года среднемесячная перевалка составила 91 тыс. TEU. Да, это мало, но значительно больше того, с чем мы столкнулись в конце прошлого года, – отметил эксперт.

По словам Федора Клочкова, с конца прошлого года в портах Северо-Западного бассейна произошло «оживление». Многие арабские, китайские и российские компании стали рассматривать морские маршруты через порт Санкт-Петербурга и Усть-Луги.

– Есть прямое сообщение между Китаем и Россией, где используется максимально большой флот, есть и маршруты с перевалкой груза в пути. Некоторые игроки даже успели протестировать вариант доставки через Северный морской путь, – объясняет начальник отдела продаж контейнерных грузов Global Ports.

Федор Клочков прогнозирует, что в 2024 году объемы перевалки грузов в портах Северо-Западного бассейна России вырастут на 10-14%. Кроме того, на фоне возобновления роста контейнерооборота в портах Санкт-Петербурга и Усть-Луги, вырастет и интерес участников рынка к дополнительным сервисам мультимодальных перевозок. Прежде всего, речь идет о доставке грузов железнодорожным транспортом и доставке китайских автомобилей в контейнерах.

Напомним, в 2023-2024 годах российские компании будут получать субсидии из федерального бюджета для возмещения расходов, понесенных при морских грузоперевозках.

LOGIRUS

FESCO ПОДПИСАЛА СОГЛАШЕНИЕ С КОМПАНИЕЙ ИЗ ШАНХАЯ О ПОСТАВКАХ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ В КИТАЙ

Транспортная группа FESCO и компания Shanghai Suoke Supply Chain Management подписали соглашение о сотрудничестве в сфере поставок сельскохозяйственной продукции и других грузов из России в Китай.

Об этом сообщил ТАСС по телефону директор по работе с ключевыми клиентами FESCO Алексей Руссол.

По его словам, соглашение предусматривает сотрудничество в сфере экспортных контейнерных отправок, в частности в области перевозок сельскохозяйственной продукции и растительных жиров из России в Китай, а также в сфере импортных отправок различных грузов в обратном направлении – из КНР в РФ.

“Наша компания активно развивает экспортные перевозки сельхозпродукции в Китай. Мы предлагаем российским производителям комплексные логистические решения для перевозки в контейнерах насыпных и наливных грузов, например растительного масла или семян льна, с использованием специальных вкладышей – флекситанков и лайнер-бэгов, а также биг-бэгов”, – рассказал Руссол.

Он также отметил, что клиенты компании могут перевезти контейнеры со своей продукцией в Китай как по железной дороге, так и по интермодальным маршрутам – через порты Владивостока, Санкт-Петербурга или Новороссийска.

“Вместе с нашими партнерами из Китая мы готовы предложить российским агропроизводителям самые оптимальные логистические сервисы по доставке грузов в различные провинции КНР. Мы также готовы предоставить все необходимое оборудование для затарки и транспортировки любой сельскохозпродукции”, – отметил директор по работе с ключевыми клиентами FESCO.

Транспортная группа Fesco имеет активы в сфере портового, железнодорожного и интегрированного логистического бизнеса. Группе принадлежат Владивостокский морской торговый порт, железнодорожные операторы “Трансгарант”, “Дальрефтранс”, оператор фитинговых платформ “Русская тройка”. Fesco оперирует контейнерными терминалами в Новосибирске, Хабаровске, Владивостоке и Томске. В управлении группы находится более 170 тыс. TEU, парк фитинговых платформ превышает 10 тыс. единиц. Флот группы включает 35 транспортных судов в управлении, которые преимущественно осуществляют перевозки на собственных морских линиях.

ТАСС

В 2023 ГОДУ В ПЕРМСКОМ КРАЕ В 4 РАЗА УВЕЛИЧИЛСЯ ВВОЗ ТОМАТОВ ИЗ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

С начала 2023 года на территорию Пермского края ввезено 1196 т томатов из Республики Казахстан, что выше аналогичного периода 2022 года в 4 раза (306 т).

Так, например, в ноябре 2023 года Управлением Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю проконтролирован ввоз 15 т томатов из Казахстана, предназначенных для реализации в торговых сетях Пермского края.

По месту прибытия продукции сотрудниками территориального Управления был проведён отбор проб и контроль товаросопроводительных документов. По результатам лабораторного анализа Пермского филиала ФГБУ «ВНИИКР», карантинных вредных организмов не обнаружено.Томаты были проверены на наличие вируса коричневой морщинистости плодов, пятнистого увядания и мозаики пепино.

На овощи оформлен акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора), дающий право на использование продукции по назначению.

Россельхознадзор

ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ МЕЖДУ КАЗАХСТАНОМ И РФ ВЫРОС НА 5,2% ЗА ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ

Объем грузоперевозок железнодорожным транспортом между Казахстаном и Россией в январе – сентябре 2023 года увеличился на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Об этом сообщила пресс-служба национальной компании “Казахстанские железные дороги”.

“За девять месяцев текущего года объем грузовых перевозок железнодорожным транспортом между Казахстаном и Россией вырос на 5,2% к уровню аналогичного периода 2022 года и составил 68,7 млн тонн. Увеличился экспорт в РФ железной руды – на 47%, черных металлов – на 15%”, – говорится в сообщении.

В нем отмечено, что контейнерные перевозки по маршруту Россия – КНР – Россия увеличились за указанный период в два раза. “По восточному маршруту транспортного коридора Север – Юг перевозка грузов выросла в 1,5 раза. Данный коридор обеспечивает кратчайшие расстояния для перевозки грузов между странами ЕАЭС и Южной Азией, Восточной Африкой и Ближним Востоком и имеет потенциал для обеспечения экспортных и транзитных перевозок”, – пояснили в пресс-службе.

Как уточнили в компании, железнодорожники двух стран принимают синхронные мероприятия по модернизации инфраструктуры, совершенствованию технологических процессов и созданию благоприятных условий для грузоотправителей.

ТАСС

В ПУНКТАХ ПРОПУСКА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ДОСМОТРЕНО 60,4 ТЫС. ТОНН МАНДАРИНОВ ИЗ ТУРЦИИ, АБХАЗИИ И ИРАНА

В морском порту «Новороссийск» 6 ноября при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля специалистами Южного межрегионального управления Россельхознадзора в партии мандаринов, прибывших из Турции, был выявлен в живом состоянии карантинный объект для Российской Федерации – средиземноморская плодовая муха (Ceratitis capitata Wied.).

Данный энтообъект подтвержден заключением о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции Южного филиала ФГБУ «ВНИИКР». Зараженная партия запрещена к ввозу.

За период октябрь-ноябрь текущего года специалистами Южного межрегионального управления Россельхознадзора в пунктах пропуска Краснодарского края досмотрено 60,4 тыс. тонн импортных мандаринов. Из Турции поступило 58 тысяч тонн, из Абхазии – 2 тыс. тонн и из Ирана – 37 тонн. В 96 случаях выявлена средиземноморская плодовая муха — карантинный объект.

В целях пресечения распространения на территории РФ карантинных организмов запрещен ввоз 2,1 тыс. тонн зараженных мандаринов, из которых в отношении 962 тонн проведено обеззараживание с последующим отбором образцов и направлением их в аккредитованную лабораторию и более 1 тыс. тонн возвращено в страну отправления.

Россельхознадзор

БЕЛАРУСЬ РАССМАТРИВАЕТ ДЛЯ СВОЕГО ЭКСПОРТА ПОРТЫ ПРИМОРЬЯ

Зампредседателя правительства Приморья Николай Стецко провел рабочую встречу с межведомственной экспертной группой Республики Беларусь во Владивостоке. Стороны обсудили возможности использования портовых мощностей края для выстраивания новой логистики белорусского экспорта, сообщает пресс-служба краевого правительства.

«Приморский край и Республику Беларусь связывают все более крепкие, не только побратимские, но и торговые отношения. Наш товарооборот растет. Мы все видим продукцию из Белоруссии на наших полках, а то, чем гордится наш край – рыба и морепродукты – поставляется в Белоруссию. Сегодня коллеги приехали уже не с торговыми предложениями, а инвестиционными. Они определяют контрагентов в морских портах, чтобы сотрудничать и перевозить еще большие объемы грузов как для своего государства, так и экспортируемые из Белоруссии. Нас разделяет расстояние, но коллеги понимают случившийся «разворот на Восток», видят развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион и готовы работать», – отметил по итогам встречи Н.Стецко.

SeaNews

ВЬЕТНАМ ВЫРАЗИЛ ГОТОВНОСТЬ ПОСТРОИТЬ СУХОЙ ПОРТ В ПРИМОРЬЕ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИКИ

Вьетнам готов построить сухой порт на территории Приморского края для упрощения процедуры импорта и экспорта, а также для оптимизации логистических связей между странами. Об этом сообщил генеральный консул Вьетнама во Владивостоке Нгуен Данг Хиен в рамках форума “Экспортный потенциал Приморья 2023” в среду.

“На сегодняшний день проблема в том, что Приморью необходимо укреплять внутренние логистические мощности для снижения издержек. Тогда регион станет перевалочным пунктом торговли между двумя (нашими – ИФ) странами”, – сказал генконсул.

Он не уточнил, где может быть построен объект и кто будет реализовывать проект.

Российские компании со своей стороны реализуют проекты, направленные на развитие российско-вьетнамской торговли. Группа FESCO (головная компания – ПАО “Дальневосточное морское пароходство”, ДВМП) в мае 2022 года, например, открыла регулярную морскую линию FESCO Vietnam Direct Line (FVDL), соединяющую порты Вьетнама с Владивостокским морским торговым портом (ВМТП, входит в FESCO).

Кроме того, ПАО “Трансконтейнер” (актив группы “Дело”) в декабре 2022 года запустило мультимодальный сервис для перевозки грузов из России и стран СНГ во Вьетнам и обратно через терминал “Восточной стивидорной компании” (ВСК, Приморский край, входит в группу Global Ports) и китайский порт Наньша.

ТКС

НА КПП «ВЕРХНИЙ ЛАРС» УСТАНОВИЛИ НОВЫЙ РЕКОРД ПО ПРОПУСКУ МАШИН

На контрольно-пропуском пункте “Верхний Ларс” побили рекорд по пропуску машин, сообщил врио главы ФТС Руслан Давыдов на пленарной сессии Международного таможенного форума.

“Позавчера побит очередной рекорд по пропуску машин — это 1476 грузовых транспортных средств за сутки”, — отметил Давыдов.

По его словам, главная задача таможни — обеспечить грузооборот на стратегических транспортно-логистических коридорах “Север — Юг” и “Восток — Запад”.

Врио главы ФТС уточнил, что в сентябре через КПП “Верхний Ларс” прошли 37 086 автомобилей, в октябре “этот показатель будет перекрыт”.

КПП “Казбеги — Верхний Ларс” — единственный действующий сегодня пункт пропуска на грузино-российской границе. В начале мая ремонтные работы на своем КПП начала грузинская сторона. Все это время проезд для легковых автомобилей был закрыт. В июне дорогу вновь открыли после реконструкции.

11 сентября глава РЖД Олег Белозеров сообщил, что объем перевозок по железнодорожной сети на Восток вырос на 5,6% за восемь месяцев по сравнению с аналогичным периодом в 2022 году. Он добавил, что экспорт на восточном направлении вырос на 8%, а перевозка контейнерных грузов увеличилась на 13% с января по август текущего года.

В ноябре 2022 года президент Владимир Путин заявил, что российский рынок переориентируют на новые направления из-за кризиса международной торговли. По словам президента, особое внимание уделяется транспортно-логистической инфраструктуре и снятию ограничений, мешающих торговле внутри коридоров “Восток — Запад” и “Север — Юг”.

РБК

EnglishRussian