loader image

ЧИСЛО КОМПАНИЙ С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ В РОССИИ ЗА ТРИ ГОДА СОКРАТИЛОСЬ НА ТРЕТЬ

За последние три года число юрлиц с иностранным участием в России сократилось на треть, подсчитали аналитики проекта “Контур.Фокус”. Они объясняют это уходом с рынка зарубежных компаний.

Опрошенные “Коммерсантом” эксперты считают, что точную долю ушедших подсчитать сложно: часть зарубежных компаний фактически остановила деятельность, хоть и значится в реестре, а российский бизнес из-за санкций чаще менял юрисдикции

Число зарегистрированных в России компаний с иностранным участием за три года сократилось на 34%: с 29 220 в марте 2021 до 19 290 в марте 2024 года, пишет “Коммерсантъ” со ссылкой на исследование проекта “Контур.Фокус”, с которым ознакомился. Общее число юрлиц за тот же период также снизилось, но лишь на 5,32%, до 3,19 млн, а число регистраций компаний с иностранным участием снижалось все три года: в 2021 году — 839 компаний, в 2022-м — 396, в 2023-м — 339, подсчитали исследователи на основе данных более 30 источников, в том числе ЕГРЮЛ, ЕГРИП и других реестров.

Газета отмечает, что сокращение доли юрлиц с иностранным участием — следствие целого ряда тенденций в работе и иностранных, и российских компаний. Самое крупное сокращение — минус 4224 компании с марта 2021 по март 2022-го — вызвано в первую очередь редомициляцией контролируемых иностранных компаний из офшоров. Эффект санкций сказался следующим образом: с марта 2022 по март 2023-го из реестра исчезло 3039 компаний с иностранным участием, за последний год их стало меньше на 2673 юрлица.

По 10 отраслям с наибольшим числом иностранных компаний самый крупный спад за три года наблюдался в нефтегазовом секторе (доля иностранцев в добыче снизилась с 9,4% до 8,7%, в бурении — с 5,3% до 4,2%) и в добыче угля (с 5,4% до 4,8%). Заметно снизились их доли среди инвестиционных компаний (с 6,5% до 4,8%), брокеров (с 4,4% до 4%) и производителей вагонов (с 8% до 7,3%). Доля иностранных компаний росла в производстве лекарств (с 5,2% до 5,7%), грузовиков (с 6,2% до 6,3%), запчастей (с 5,4% до 5,6%) и отделочных материалов (с 4% до 5,1%).

Опрошенные газетой эксперты отмечают, что только часть сокращения в реестрах — это уход компаний из России. По данным Йельского университета, который отслеживает сообщения об уходе с российского рынка, из 1028 покинувших его компаний большая часть — американские (32% от общего числа) и британские (10,6%), далее следуют Германия (7,8%), Финляндия (4,8%) и Япония (4,7%). Глава компании “Сапожников и партнеры” Алексей Сапожников поясняет, что у каждой из компаний могло быть в России несколько юрлиц: “Как правило, отдельно регистрировались торговая, производственная и сервисная фирма”.

По оценке Сапожникова, уходили в первую очередь небольшие компании, в том числе работающие на аутсорсинге: им было легко “сняться” с рынка. Для крупных компаний, владеющих активами, процесс оказался значительно труднее, а продолжить работу смогли те, кто переориентировал свои цепочки поставок, добавил эксперт. Собеседник газеты, работающий с западными компаниями, так оценил ситуацию с иностранными юрлицами: “50% не делали ровным счетом ничего, 30% продались, но из них порядка 10% продавались с правом обратного выкупа — они косвенно остаются под контролем, совсем ушли около 20%”.

По оценке директора департамента инвестиций и рынков капитала Kept Дениса Суровцева, среди компаний “недружественных” стран даже не треть, а почти две трети приняли решение о выходе. Некоторые компании смогли наладить поставки из Китая, Индии и третьих стран (Казахстан, Турция), но у них остается проблема выплаты дивидендов: прибыль либо копится, либо реинвестируется в производство, отметил управляющий партнер BBNP Максим Барашев. Не затронутые санкциями фармкомпании в основном остались работать в России, но пересмотрели ассортимент продукции, говорит партнер, глава департамента налогов и права ДРТ Юлия Орлова.

Компании также прибегали к изменению акционерной структуры бизнеса — передавали доли, принадлежащие иностранцам, российским бенефициарам, оставаясь на российском рынке без иностранного участия, добавил юрист практики разрешения споров K&P.Group Нариман Гусейнов. Мотивация перерегистрировать бизнес для избежания рисков потери управляемости — например, из-за невозможности провести собрание акционеров, усилилась, полагает он. Но многие компании заявили об уходе, начали этот процесс и заморозили его, опасаясь больших потерь, говорят собеседники газеты.

Форбс

В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ В ПАРТИИ ГРУШ ИЗ КИТАЯ ОБНАРУЖЕН КАРАНТИННЫЙ ОБЪЕКТ

Управлением Россельхознадзора по Забайкальскому краю при проведении карантинного фитосанитарного контроля на СВХ ООО «ТЛТ-Забайкальск» 17 марта в партии импортных груш (10 тонн), поступившей на территорию региона из Китая, обнаружен карантинный объект – восточная плодожорка (GRAPHOLITHA MOLESTA BUSCK).

Факт заражения подтвержден результатом энтомологической экспертизы, проведенной лабораторией Забайкальского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна».

В соответствии с п. 4 гл.1 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 157 «Об утверждении Единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза» ввоз партии зараженной продукции на территорию Российской Федерации запрещен.

На основании действующих требований международного законодательства в области карантина растений владельцем груза принято решение о карантинном фитосанитарном обеззараживании импортной продукции. В настоящий момент обеззараживание проведено.

Для справки: Восточная плодожорка — это один из самых опасных вредителей плодовых деревьев. Гусеницы первого поколения развиваются в молодых побегах, прогрызая в них ходы до 15 см длиной. Поврежденные ветви увядают, растрескиваются и постепенно засыхают. Поражение гусеницами большого количества побегов способно привести к ослаблению и заболеванию всего дерева. По мере созревания плодов гусеницы переходят на питание сочной мякотью фруктов. Одним плодом могут питаться одновременно несколько гусениц. Любимое лакомство восточных плодожорок — это персик, груша и айва. Гусеницы поедают также вишню, сливу, черешню, абрикос, яблоко, миндаль, мушмулу. Плоды, поеденные вредителями, теряют товарный вид и, как правило, отбраковываются при сортировке на реализацию.

Россельхознадзор

ОЧЕРЕДЬ НА ВЪЕЗД В РОССИЮ ИЗ ЛАТВИИ ВЫРОСЛА ДО 1,7 ТЫС. ГРУЗОВИКОВ

Очередь на въезд в Россию из Латвии через участки государственной границы в Псковской области выросла до 1,7 тыс. грузовиков.

Перед погранпереходом Бурачки (Терехово со стороны Латвии) на утро вторника, 19 марта, скопилось 1530 грузовых транспортных средств, следует из оперативных данных Федеральной таможенной службы о ситуации на многосторонних автомобильных пунктах пропуска (МАПП).

За сутки таможенники оформили на этом КПП 141 фуру.

У МАПП Убылинка (Гребнево) ожидали своей очереди на въезд в РФ 380 грузовиков, за сутки оформление прошли 115 большегрузов.

Очереди на въезд в Россию из Латвии через погранпереходы в Псковской области выросла более чем в 3 раза после решения Финляндии о закрытии пунктов пропуска. В начале марта на ситуацию с очередями на латвийско-российской границе повлияло решение правительства Литвы закрыть два КПП на границе с Белоруссией.

Псковские власти объявляли о намерениях поставить на реконструкцию пункты пропуска на границе с Латвией и Эстонией из-за растущего грузопотока. Сейчас на границе с Латвией продолжается реконструкция МАПП Бурачки, но пункт пропуска не останавливал своей работы.

Из-за закрытой финской границы грузовикам из Финляндии приходится ездить в Россию также через Эстонию, при этом ждать в очередях приходится до 10 дней.

Деловой Петербург

ТОВАРООБОРОТ ГРУЗИИ И РОССИИ В ЯНВАРЕ И ФЕВРАЛЕ СОКРАТИЛСЯ НА 12%

Торговый оборот Грузии и России в январе и феврале 2024 года составил более $410 млн, что на 12% меньше аналогичного показателя за 2023 год.

Об этом свидетельствуют данные Национальной службы статистики Грузии.

Россия находится на втором месте среди крупнейших торговых партнеров Грузии. В январе и феврале 2024 года ее доля в объеме внешней торговли составила 13,9%. Экспорт товаров из Грузии в РФ за этот период составил более $96 млн (падение на 24,5% в годовом выражении), а импорт – более $313 млн (минус 7,3%).

Первое место среди торговых партнеров Грузии в январе и феврале заняла Турция, объем торговли с которой составил почти $472 млн, что на 17,2% больше, чем за тот же период 2023 года. Третье место занял Китай, торговый оборот с ним превысил $221 млн, что на 10% меньше аналогичных данных за 2023 год. Далее следуют Азербайджан (более $207 млн), США (более $177 млн) и Германия (более $128 млн).

Общий внешнеторговый оборот Грузии в январе и феврале составил почти $3 млрд (падение на 4,8%). Экспорт составил $803,3 млн (падение на 12,2%), а импорт – более $2,1 млрд (падение на 1,6%). Отрицательное сальдо баланса внешней торговли за первый месяц 2024 года превысило $1,3 млрд.

ТАСС

НЕСОМНЕННЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА: КАК ЭКОНОМИКЕ РФ УДАСТСЯ СТАТЬ ЧЕТВЕРТОЙ В МИРЕ К 2030 ГОДУ

Место четвертой экономики в мире до 2030 года для России является вполне осуществимой задачей, учитывая все те изменения, которые происходят в мире на наших глазах. Мы живем в рамках фрагментации мировой экономики и борьбы стран-лидеров за наиболее выгодные позиции в мире.

Сейчас выгодное преимущество России состоит еще и в том, что те экономики, которые долгое время находились впереди нашей страны, постепенно сдают свои позиции. О том, как дальше будет развиваться российская экономика, рассказали опрошенные “Российской газетой” аналитики.

Ранее первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства заявил о том, что российская экономика сможет стать четвертой в мире до 2030 года при устойчивом росте темпами не менее 2% в год с постепенным ускорением до 3%, что через шесть лет даст рост в размере примерно 20%. Белоусов отметил, что достичь такого роста ВВП можно за счет повышения производительности, роста инвестиций, роста несырьевого неэнергетического экспорта, поддержки МСП, развития импортозамещения.

“Задача поставлена амбициозная. Российская экономика находится на достаточно высоком уровне развития, с которого быстро расти уже не так просто”, – отметил в беседе с “РГ” заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин. И, хотя на данный момент наша экономика сталкивается с ограниченным предложением трудовых ресурсов, что делает невозможным экстенсивную модель роста, а также с многочисленными внешними ограничениями, которые вряд ли ослабнут в ближайшие годы, опыт прошлого года со всей очевидностью показал, что и в таких условиях возможен рост темпами, опережающими среднемировые. Копейкин уверен, что это позволяет России играть все большую роль в мировой экономике.

Для этого, по словам заместителя генерального директора ЦСР, требуются скоординированные усилия всех органов власти и бизнес-сообщества. Необходимо постоянное внимание к макроэкономической стабильности, бизнес-климату, транспортной, логистической, энергетической, финансовой и другой инфраструктуре, экономическим связям со странами которые настроены на сотрудничество. А также к многому другому, включая климатическую повестку и демографию – если мы ориентируемся на устойчивое развитие в долгосрочной перспективе.

“Ключевое условие ускоренного роста – повышение эффективности и конкурентоспособности российского бизнеса. В том числе и в глобальном контексте, и внутри страны. Что обеспечит и успешность процессов импортозамещения, и наращивание несырьевого экспорта”, – подчеркнул Копейкин.

Заместитель генерального директора ЦСР также отметил, что это невозможно без продолжения роста производительности труда, а, значит, и роста инвестиций. Они уже заметно выросли в прошлом году, создавая определенный задел на будущее.

“Для достижения поставленных целей рост капвложений должен продолжиться. Это означает необходимость дальнейшего применения и развития мер поддержки инвестиций и повышения доступности финансирования для них как путем стимулирования сбережений, так, по мере замедления инфляции, и смягчения денежно-кредитной политики”, – отметил Копейкин.

Важно, что крайне положительный опыт такой работы уже есть – рост экономики в 2023 году оказался выше всех прогнозов. А первые статистические данные этого года подтверждают, что экономика явно опять покажет очень неплохие результаты.

Доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова, в свою очередь, подчеркнула в разговоре с “РГ”, что для российской экономики сейчас открываются абсолютно новые возможности. Если ранее она была замкнута на европейскую, поставляя в ЕС дешевые природные ресурсы и получая взамен различного рода продукцию, то теперь Россия открывает для себя все новые и новые рынки, включая Китай, Индию, страны Африки, Турцию, страны Ближнего Востока и Латинской Америки, по сути весь остальной мир.

Сравним это с тем, что сейчас происходит в других странах с развитой экономикой. В той же Германии наблюдается ее поступательная деиндустриализация: более 70 немецких компаний переносят свое производство в США. Сюда можно отнести и компании автомобильной и химической промышленности – флагманов немецкой экономики. А в японской экономике, которая на сегодняшний день находится на четвертой позиции в мире, намечается серьезная нехватка человеческих ресурсов, учитывая, что средний возраст японского населения достиг уже 49 лет, и к 2050 году население Японии сократится на 50 млн человек.

Наша страна, напротив, не стоит на месте. Успешному развитию экономики РФ также способствует и то, что Россия, ко всему прочему, играет одну из ключевых ролей в построении Северного Морского Пути и логистического маршрута Север – Юг.

“Как известно, кто контролирует торговые пути, тот контролирует все. Учитывая ситуацию в Красном море, у РФ опять же возникают дополнительные возможности занять наиболее выгодную позицию в осуществлении транспортировки товарного потока в мире”, – отметила Новикова.

Эксперт также обратила внимание на успехи России в развитии агропромышленного сектора и достижении задачи продовольственного обеспечения в мире. Здесь и предложение Президента РФ о создании зерновой биржи стран БРИКС, которая позволит в будущем устанавливать наиболее объективные цены на мировом рынке продовольствия. Более того, во многом идет активное развитие внутреннего российского рынка, включая развитие инфраструктуры страны, туризма, инвестиций в развитие технологий, подготовки новых кадров, поддержки многодетных семей. “Все это вместе может вывести Россию на ведущие позиции в мире, остается только активно в этом помогать друг другу”, – подытожила Новикова.

Российская газета

В ЗАБАЙКАЛЬЕ С НАЧАЛА 2024 ГОДА ОБЪЕМ ИМПОРТА ЦИТРУСОВЫХ УВЕЛИЧИЛСЯ ПОЧТИ В ТРИ РАЗА

С начала 2024 года через государственную границу России в пунктах пропуска МАПП и ЖДПП Забайкальск поступило 21,6 тыс. тонн цитрусовых, что почти в три раза превышает уровень показателей аналогичного периода 2023 года (7,6 тыс. тонн).

Должностными лицами территориального управления Россельхознадзора по Забайкальскому краю при карантинном фитосанитарном контроле проконтролировано 8,6 тыс. тонн помело, 10,8 тыс. тонн мандаринов, 1,2 тыс. тонн лимонов, 930 тонн апельсинов, 23 тонн грейпфрутов, поступивших из Китая.

Партии цитрусовых с высоким фитосанитарном риском перевозились и сопровождались фитосанитарными сертификатами и соответствовали специальным карантинным фитосанитарным требованиям, предъявляемым к свежим плодам и ягодам.

После успешного прохождения процедуры карантинного фитосанитарного контроля поступивший объем цитрусовых был выпущен в свободную реализацию.

Россельхознадзор

РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР ПРЕДОТВРАТИЛ ВВОЗ В МОСКОВСКИЙ РЕГИОН СВЕЖЕГО ПЕРЦА, ЗАРАЖЕННОГО КАРАНТИННЫМ ОБЪЕКТОМ

13 марта 2024 года Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям на фитосанитарном контрольном посту, расположенном на СВХ ЗАО «ЛЦ «Западные Ворота» в ходе карантинного фитосанитарного контроля, при досмотре партии свежего перца (происхождение – Турция) весом 9 тонн, был выявлен карантинный для Российской Федерации объект – Западный цветочный трипс (Frankliniella occidentalis Pergande).

Наличие карантинного вредного организма в жизнеспособном состоянии подтверждено лабораторной экспертизой, проведенной специалистами подведомственного Россельхознадзору ФГБУ «Всероссийский центр карантина растений» (ФГБУ «ВНИИКР»).

Управлением Россельхознадзора владельцу груза было выдано уведомление о принятии мер в отношении заражённой подкарантинной продукции. Собственником было принято решение об её обеззараживании. В соответствии с фитосанитарным законодательством Российской Федерации перец был обеззаражен силами подведомственного Россельхознадзору ФКП «Республиканский фумигационный отряд».

Для справки:

Западный цветочный трипс — один из наиболее опасных вредителей в закрытом грунте и самый опасный представитель отряда трипсов. Встречается на большом количестве различных растений, включая сельскохозяйственные и декоративные культуры в теплицах, а также на различных сорняках. Пути распространения: Возможен завоз с облиственными саженцами, горшечными культурами, срезанными растениями и рассадой овощных и цветочных культур. Также возможно обнаружение на плодах семечковых, косточковых и различных овощных культур.

Россельхознадзор

НА ЛИНИЮ МЕЖДУ КАЛИНИНГРАДОМ И ПЕТЕРБУРГОМ ВЫХОДЯТ ДВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОНТЕЙНЕРОВОЗА

Два дополнительных контейнеровоза выходят на морскую линию между Калининградом и Санкт-Петербургом. Об этом сообщается в официальном Telegram-канале министерства развития инфраструктуры области.

“По информации от “Алгоритм групп”, на маршрут “Терминал морской рыбный порт г. Санкт-Петербург – Калининградский морской торговый порт” выходит новый контейнеровоз “М. Т. Ефремов” 2023 года постройки. Вместимость судна – 120 единиц 40-футовых контейнеров и 8 стандартных 20-футовых контейнеров”, – говорится в сообщении.

Кроме того, в марте на линию выйдет теплоход “Патрия”, “который имеет 40 розеток для рефрижераторных грузов” и может перевозить самоходную накатную технику, еврофуры. Вместимость судна – 159 единиц 40-футовых контейнеров, 20 еврофур, отмечает ведомство.

Калининградская область отделена от основной территории РФ границами стран Евросоюза. Санкции ЕС ограничивают сухопутный транзит ряда товаров в регион. По железной дороге попавшие в санкционные списки грузы можно перевозить только по установленным Евросоюзом квотам, а на грузовиках такие товары запрещены к транспортировке. Альтернативой проезду по суше является переправа грузов в регион через нейтральные воды Балтийского моря.

На долю морского транспорта к концу 2023 года приходилось порядка 40% от общего грузооборота области. На морских линиях между Усть-Лугой (Ленинградская область) и Балтийском (Калининградская область) и Санкт-Петербургом и Калининградом курсируют 25 судов. Губернатор области Антон Алиханов ранее заявлял, что регион рассчитывает полностью избавиться от зависимости от Литвы в вопросах автомобильной доставки грузов уже в 2024 году за счет наращивания флота для накатной техники с каютами для водителей.

ТАСС

РОССИЯ МОЖЕТ НАРАЩИВАТЬ МЕЖДУНАРОДНУЮ ТОРГОВЛЮ ЧЕРЕЗ ЮЖНЫЕ ПОРТЫ

России за последние годы удалось запустить масштабный процесс обновления и расширения портовой инфраструктуры. Благодаря созданной базе удалось в короткие сроки совершить быстрый разворот на восток под влиянием геополитических факторов.

В стране не просто существенно изменились грузопотоки, но и стали говорить об альтернативных путях и эффективности грузоперевозок. А в этом контексте следующим закономерным шагом должно стать развитие южного транспортного коридора – самого быстрого и выгодного маршрута для экспорта российских товаров на перспективные рынки Азии, Ближнего Востока, Африки, Южной и Латинской Америки, считают эксперты.

О необходимости расшивки его “узких мест” недавно в своем Послании Федеральному собранию говорил президент РФ Владимир Путин и ещё раз акцентировал на том внимание на совещании по развитию Юга и Приазовья 6 марта. Анализ сложившейся ситуации и имеющегося потенциала позволяет сделать вывод о целесообразности приоритетного развития и сети железнодорожного транспорта на южном направлении.

Как распределить ресурсы

С 2021 по 2024 год провозная способность железнодорожных магистралей в восточном направлении выросла на 35 миллионов тонн, почти до 180 миллионов тонн. На модернизацию Восточного полигона, включающего железнодорожные магистрали БАМ и Транссиб, направлены значительные финансовые и человеческие ресурсы. Как сообщают в Минтрансе, объем финансирования Восточного полигона за 2021-2024 годы составит 778 миллиардов рублей. А финансирование третьего этапа модернизации Восточного полигона в 2025 – 2032 годы предварительно оценивается в 2,7 триллиона рублей.

На фоне масштабных задач по обеспечению растущего грузопотока в Азию южному направлению уделяли заметно меньше внимания. Сейчас провозная способность железнодорожной инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) составляет 125,1 миллиона тонн. К 2025 году планируется увеличить ее до 131 миллиона тонн, а к 2030 году – до 152 миллионов тонн. То есть с 2025 по 2030 годы южное направление прирастет на 27 миллионов тонн. При этом для выполнения намеченных мероприятий в период 2023-2030 годов предусмотрено 667,8 миллиарда рублей.

Порты АЧБ, имеющие статус южных морских ворот России, способны обеспечить поставки самых различных грузов – от энергоресурсов до продуктов питания – на альтернативные рынки. Их значимость особенно возрастает в условиях санкций, когда Европа в ущерб себе закрылась от российских товаров.

В этих условиях особую важность приобретает международный транспортный коридор “Север-Юг”, связывающий Россию со странами Ближнего Востока и Азии, подчеркнул президент РФ Владимир Путин в Послании к Федеральному Собранию. “Его основой станут не только автомобильные маршруты, но и бесшовное железнодорожное сообщение на всем протяжении от наших портов на Балтике и Баренцевом море до побережья Персидского залива и Индийского океана. Также будем наращивать пропускную способность железных дорог в южном направлении, что позволит активно использовать портовые мощности Азовского и Черного морей”, – отметил он.

Но чтобы в соответствии с планами государства увеличить экспортные перевозки по коридору “Север-Юг” к 2030 году, необходимо расширить провозную способность железной дороги, создать подходы к морским портам. В инвестиционной программе компании “РЖД” на 2024 год и в планах на ближайшие три года этому уделяется большое внимание.

И тут крайне важно правильно распределить ресурсы. Помимо модернизации Восточного полигона внимание планируется уделить и северо-западному направлению. Причем планируется, что провозные мощности на этом направлении с 2021 по 2030 год вырастут сразу на 74 миллиона тонн – со 145,6 до 220 миллионов тонн. Это больше, чем на восточном и, тем более, южном направлениях. Но такой дисбаланс вызывает опасения. И дело не только в том, что порты Северо-Запада уже оказались больше других подвержены негативному влиянию санкций: близкая им географически Европа отказалась от отечественных грузов. Это, соответственно, ставит вопрос о необходимости столь резкого наращивания железнодорожной пропускной способности. С другой стороны, важно оценить и существующие риски в будущем. Даже если идеи геополитических соперников России закрыть для российских судов проходы через Датские проливы не будут воплощены на практике, сама по себе напряженность в этом регионе вряд ли поспособствует росту грузопотока. И в этом случае планы интенсивного наращивания мощностей на северо-западном направлении вызывают закономерные вопросы: что страна планирует туда везти, учитывая удалённость портов от основных и доступных рынков сбыта?

Конечно, сами по себе порты Северо-Запада имеют стратегическое значение для России. Увеличение их провозной способности может быть направлено на обеспечение безопасности и стабильности в регионе. Но все же сейчас фокус внимания стоит сместить на юг, считают эксперты. Порты на Черном и Азовском морях, не испытывающие давления санкций, обладают необходимыми мощностями, чтобы справиться с поставленной задачей наращивания товарообмена на внешних рынках.

Южные порты наращивают потенциал

Как показывает статистика, грузооборот морских гаваней Азовского, Черного и Каспийского морей сейчас показывает самые высокие темпы роста. В 2023 году он превысил результаты работы морских ворот на Дальнем Востоке, достигнув грузооборота в 291,4 миллиона тонн и увеличившись на 10,4 процента по сравнению с 2022 годом.

Так, порт Новороссийск нарастил показатель на 9,4 процента, до 161,4 миллиона тонн; Туапсе – на 13,9 процента, до 24,8 миллиона тонн; Кавказ – на 28,1 процента, до 21,4 миллиона тонн; Ростов-на-Дону – на 8,9 процента, до 16,3 миллиона тонн. Некоторое снижение грузооборота зафиксировал лишь порт Тамань – на 5,4 процента, до 40,5 миллиона тонн. Тем не менее, он демонстрирует впечатляющий рост перевалки за последние 10 лет (с 12,3 миллиона тонн в 2015 году).

Эксперты называют южные порты самыми быстрорастущими. К примеру, начавший работу в 2012 году нефтепродуктовый терминал в Тамани сейчас имеет возможность ежегодно переваливать до 20 миллионов тонн нефтепродуктов и сжиженного углеводородного газа (СУГ), хранить миллион кубометров светлых и темных нефтепродуктов, временно накапливать до 28,8 тысячи кубометров СУГ и принимать суда типа Suezmax дедвейтом до 160 тысяч тонн.

А запущенный в 2019 году там же навалочный терминал мощностью более 70 миллионов тонн располагает самыми крупными в России складами угля объемом 3,5 миллиона тонн, самыми мощными в стране линиями погрузки по 8 тысяч тонн в час и введенным в эксплуатацию летом прошлого года крытым складом серы с проектным объемом хранения до 300 тысяч тонн. Отсюда этот продукт экспортируют в Марокко, Китай, Бразилию и другие страны.

В 2023 году грузы из Тамани отправлялись в порты более 40 государств мира – в Турцию, Китай, Индию, Индонезию и другие страны. В свете появления в списке торговых партнеров России новых стран в обозримом будущем география – не только для Тамани, но и остальных морских портов региона – может значительно расшириться.

Другой порт – Кавказ – также стремится к расширению грузооборота. Оператором морского грузового терминала подана на рассмотрение инвестиционная декларация о реконструкции одного из причалов для обработки одновременно двух расчетных типов судов, что в итоге предполагает увеличение объема перевалки зерновых и масличных грузов. Ведется работа по расширению границ территории порта за счет включения новых земельных участков. Проведена или выполняется реконструкция и в других портах, расширяющая грузовой потенциал морских южных ворот России.

Учитывая высокий интерес к товарам из России во всем мире, короткое и удобное транспортное плечо через коридор “Север-Юг”, а также растущие мощности южных портов по перевалке грузов, Россия могла бы занять лидирующие экспортные позиции во всем Черноморском регионе, потеснив других игроков. Но для этого необходимо расширить провозную способность железной дороги в южном направлении. А с этим – проблемы: как было три года тому назад запланировано увеличить к 2030 году провозную способность железной дороги до 150 млн тонн, так эта цифра и не менялась. Хотя уже сейчас, без планируемых в скором времени к вводу дополнительных 40 млн тонн портовой мощности, порты Юга профицитны по отношению к железной дороге. По словам экспертов, к 2030 году провозную мощность в этом направлении необходимо довести до более чем 200 млн тонн. Ориентир в 150 млн тонн должен быть достигнут не позднее 2028 года. Иначе порты будут стоять пустыми, а на дороге начнётся борьба на выживание за провоз грузов. В итоге проиграют все: и грузоотправители, и стивидоры, и железная дорога.

Актуальность расширения железной дороги еще раз подчеркнул президент РФ Владимир Путин на только что прошедшем совещании по развитию Юга и Приазовья.

“Здесь, на южном направлении, есть узкие места, к сожалению. Прежде всего, говорю о железной дороге. Эти узкие места сейчас тоже должны быть в поле нашего зрения”, – сказал он, добавив, что сейчас её пропускная способность в четыре раза меньше, чем у портов.

Президент предложил подумать о возможном разделении грузового и пассажирского железнодорожного сообщения для ускорения продвижения грузов и сокращении времени проезда от Москвы до черноморских курортов.

О перспективах увеличения мощности южных портов доложил президенту министр экономического развития России Максим Решетников: “Портовые мощности имеют резерв. На сегодняшний момент они загружены на две трети, и есть потенциал для увеличения объемов перевалки. К 2030 году прогнозируется рост до 360 миллионов тонн, прежде всего за счет развития портов Новороссийска и Тамани. При этом инвесторы заявляют о планах дополнительно увеличить мощности еще на 40 миллионов тонн к 2030 году”.

Выполнение поставленных президентом задач позволит не только преодолеть негативные последствия санкций, но и пополнять бюджет дополнительными доходами от растущих грузопотоков.

TKS.RU

СОЮЗ ЭКСПОРТЕРОВ ЗЕРНА ЖДЕТ СКОРОГО ВВЕДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВОТЫ НА ЭКСПОРТ

Решение о дополнительной квоте на экспорт зерна из России в 2024 году в объеме 4 млн тонн может быть принято в ближайшие недели, сообщил журналистам председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин.

Союз экспортеров зерна ждет скорого введения дополнительной квоты на экспорт

“Это вопрос в правительство, потому что, насколько, я понимаю, Минсельхоз уже направил документы на согласование. То есть это может произойти в ближайшие недели”, – сказал он.

В середине февраля Минсельхоз предложил ввести дополнительную квоту на экспорт зерна из России в размере 4 млн тонн. Таким образом, объем квоты, которая введена с 15 февраля текущего года, предлагается увеличить до 28 млн тонн.

В части возможного экспорта зерна из России в текущем сельскохозяйственном году (с 1 июля 2023 года по 30 июня 2024 года) союз ориентируется на объем поставок в 65 млн тонн. “Ситуация меняется динамично. Если вы в курсе, в последнее время возникли проблемы по расчетам с банками дружественных стран. Если ситуация будет в рабочем порядке решаться, то 65 млн тонн мы и вывезем”, – отметил Зернин.

По его словам, говорить о прогнозе урожая зерна в России в 2024 году пока рано, поскольку посевная кампания в стране только начинается. “Но, по экспертным оценкам – где-то в районе 140 млн тонн, что соответствует рекордным уровням последних лет. Собственно, мы не выбиваемся из тренда, и в данной ситуации, я думаю, мы обеспечим внутренний рынок”, – сказал председатель правления союза.

Объем потребления зерна на внутреннем рынке, продолжил он, составляет порядка 85 млн тонн – излишки зерна будут поставлены на экспорт. “В этом году идем строго по графику. Несмотря на все барьеры, несмотря на все те препоны, которые есть – по некоторым странам они более ярко выражены, по некоторым – они вполне решаемы в рабочем порядке, тем не менее, нам удается сохранять темпы наших отгрузок”, – заявил Зернин.

Интерфакс

EnglishRussian