loader image

ФТС ЗАПУСТИЛ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ТАМОЖЕННОМУ МОНИТОРИНГУ

С 3 апреля ФТС запустила эксперимент по проведению таможенного мониторинга. Компании, участвующие в эксперименте, будут предоставлять таможенникам доступ к своим системам учета товаров, для сопоставления содержащихся там сведений с информацией из таможенных деклараций.

Об этом сообщили в пресс-службе ведомства.

Уведомление о добровольном участии в эксперименте уполномоченный экономический оператор или участник промышленного кластера может направить в Федеральную таможенную службу не позднее 30 июня 2024 года. Об этом “Российской газете” рассказали в пресс-службе Федеральной таможенной службы. Сам эксперимент продлится до 1 ноября 2024 года. Для его участников не будут проводиться выездные таможенные проверки.

“В ходе эксперимента будет собраны сведения о показателях таможенного декларирования (осуществления внешнеэкономической деятельности) участвующего лица. Основанием для проведения таможенного мониторинга будет изменение одного из таких показателей по сравнению с аналогичным кварталом предыдущего года”, – рассказали “Российской газете” в пресс-службе ФТС.

В ведомстве отметили, участник эксперимента, в период проведения таможенного мониторинга по запросу ФТС должен предоставить сведения из системы учета товаров. По результатам месячного мониторинга, сформируется заключение, в котором будут отражены выявленные нарушения.

“По итогу заключение направят участнику ВЭД для проведения самостоятельной оценки деятельности, представления таможенному органу сведений об устранении нарушений или доказательств об их отсутствии. В случае отсутствия обратной связи от участника ВЭД таможенный орган инициирует проведение таможенного контроля”, – рассказали в ФТС.

Информация, полученная из системы учета товаров, и результаты таможенного мониторинга будут находиться в доступе сотрудников ФТС России и не отображаться на сторонних ресурсах, уведомили в пресс-службе.

По словам генерального, директора ООО “ЕвроТрансЭкспедиция” Кирилла Рассадкина, смысл в этом эксперименте есть, он позволит определить эффективность новых механизмов таможенного контроля и принять решение о возможности внедрения этих механизмов на постоянной основе.

Однако, необходимо учитывать, что внедрение новых технологий и процедур также требует времени и ресурсов, и не все участники эксперимента могут быть готовы к быстрому изменению своих процессов, добавляет он.

Кроме того, новые процедуры и технологии могут повлечь за собой необходимость дополнительного обучения сотрудников таможни и участников оборота, что может занять дополнительное время и средства, считает эксперт.

“Эксперимент по таможенному мониторингу позволит повысить контроль за перемещением товаров через границу и улучшить качество таможенного контроля, что в свою очередь может снизить количество контрабандных товаров и уменьшить эффект серых схем во внешней торговле, – считает Рассадкин.

Также ускорение процесса оформления товаров за счет упрощения процедур и внедрения новых технологий может повысить эффективность бизнес-процессов и снизить затраты и риски для экспортеров и импортеров, подчеркнул эксперт.

ФТС проводит эксперимент, беря пример с налоговиков, которые очень удачно контролируют бизнес до уровня кассового чека, благодаря чему собираемость налогов существенно возросла. Об этом “Российской газете” рассказал ведущий эксперт по логистике консалтинговой логистической компании “Лобанов-логист” Николай Лобанов.

“Мониторинг заключается в сверке данных о количестве и стоимости импортных товаров из таможенной системы с учетной системой бизнеса. При обнаружении ошибок отправлять данные о них импортеру”, – отметил эксперт.

“Таможня считает мониторинг новой формой постконтроля, которая позволит улучшить систему управления рисками. Импортерам обещают сокращение выездных проверок и предлагают таким способом сохранять репутацию участника ВЭД низкого уровня”, – заключил Лобанов.

К минусам эксперимента можно отнести дополнительные затраты и усилия, чтобы наладить систему коммуникаций с ФТС, а также придется ликвидировать часть “бардака” в своих учетных системах, считает Николай Лобанов.

Впрочем, эта система точно не помешает бизнесу пользоваться “серыми схемами” и подменой кодов ТН ВЭД, добавил он.

Российская газета

В ФЕВРАЛЕ 2023 СООТВЕТСТВИЕ ЛИНИЙ РАСПИСАНИЮ РЕЗКО ПОВЫСИЛОСЬ В СРАВНЕНИИ С ПРОШЛЫМ МЕСЯЦЕМ

По данным Sea-Intelligence, в феврале 2023 года индекс соответствия линейному расписанию вырос по сравнению с показателем предыдущего месяца на 7,7 проц. пункта и составил 60,2%. При этом в сравнении с прошлогодним показателем рост составил 26 проц. пунктов.

Среднее время опоздания в сравнении с предыдущем месяцем сократилось на 0,07 суток до 5,29 суток. В сравнении с показателем февраля прошлого года опоздания уменьшились на 2,3 суток. Таким образом среднее время задержки судов в настоящее время ближе к уровню 2019 года, чем к максимальным показателям 2021-2022 годов. (прим. SeaNews: среднее время задержки рассчитывается только по опоздавшим судам, без учета тех, что пришли вовремя).

Самым надежным с точки зрения соблюдения расписания в феврале этого года был Maersk – у него соответствие расписанию составляло 64,9%. У MSC соответствие расписанию было 64,4%. За MSC идет Hamburg Süd, у которого индекс соблюдения расписания составил 60%. У всех остальных перевозчиков показатель соответствия расписанию составлял 50-60%. Самый низкий показатель соблюдения расписания был у Zim – 52%.

В целом все 14 крупнейшие линии в сравнении с предыдущим месяцем зафиксировали рост показателя соответствия расписанию. При этом PIL, ZIM и Wan Hai демонстрирует двузначный рост. По сравнению с показателем февраля прошлого года все без исключения линии показали двузначное повышение индекса соответствия расписанию, при этом у Wan Hai отмечается улучшение на 36,2 проц. пункта.

SeaNews

Поставки голубики в Европу в этом году значительно сократились. Экспорт из Чили закончился раньше обычного из-за сильной жары в этой стране. При этом в Марокко, Португалии и Испании из-за холодов созревание ягоды наоборот сильно опаздывает по сравнению с обычными сроками.

Дефицит возник еще в феврале. В Марокко в течение нескольких недель было холоднее, чем обычно для этого времени года. В Португалии и Испании сезон тоже начался позднее. Это стало причиной нехватки ягоды в торговых сетях.

Кроме того, поставки из Чили уже прекратились, поскольку сезон завершился раньше из-за жары. Чилийские производители предпочли экспортировать только самые качественные ягоды, что привело к повышению цен.

В начале марта стоимость португальской голубики составляла от 10 до 11 евро за килограмм и высокие цены сдерживали продажи. Несколько супермаркетов отменили свои акции из-за нехватки товара. Пока неясно, как будет складываться в дальнейшем сезон. Поставки в больших объемах европейской голубики пока не начались. Однако участники рынка отмечают высокое качество ягоды из Португалии.

FruitNews

В ПОРТУ НАХОДКА РЕКОНСТРУИРУЮТ ПРИЧАЛ

Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение по итогам рассмотрения проектно-сметной документации на реконструкцию причала №19 морского порта Находка, что позволит в перспективе обеспечить полноценную и нормативную эксплуатацию гидротехнического сооружения.

Как сообщается на сайте ведомства, проектной документацией предусмотрено перепрофилирование причала для отстоя судов дноуглубительного и прибрежного флота Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».

В рамках реконструкции предусмотрены возвышение кордона и территории причала на отметку 1,04 м, устройство вертикальной стенки из шпунта в виде заанкеренного больверка на участке протяженностью 57,98 п. м, прокладка инженерных сетей, удлинение и устройство нового выпуска ливневой канализации, устройство нового покрытия причала (площадки для складирования оборудования) и другие работы.

Длина причала составит 175 м, глубина – 8,1 м. Площадь дноуглубительных работ по нижней бровке – 7780 кв. м.

Застройщик объекта – ФГУП «Росморпорт».

SeaNews

НА ДОЛЮ РОССИИ ПРИХОДИТСЯ 85% ЭКСПОРТА ГРАНАТА ИЗ АЗЕРБАЙДЖАНА

По данным Государственного таможенного комитета Азербайджана, за 11 месяцев 2022 года объемы экспорта граната в денежном выражении выросли на 7,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составили 31,6 млн долларов. Поставки в количественном выражении составили 23,3 тыс. тонн, что на 1,6 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период 2021 года.

Около 85% экспорта граната из Азербайджана приходится на Россию, 8,4% – на Украину, 4,3% – на Грузию, 1,6% – на Беларусь и 0,7% – на другие страны. В денежном выражении поставки фрукта в Россию превысили 23,6 млн долларов, в количественном выражении – 15,32 тыс. тонн.

Экспорт азербайджанского граната на Украину за 11 месяцев составил 1 516 тонн на 794 800 долларов, а в Грузию – 775 тонн на сумму 300 700 долларов.

Общий объем производства граната в Азербайджане достигает 190 тысяч тонн в год и производители страны ищут дополнительные рынки сбыта. По мнению председателя правления Ассоциации производителей и экспортеров граната Азербайджана Фархада Гарашова, страна может направлять на европейский рынок еще 10 тыс. тонн продукции.

Азербайджанские производители планируют расширять географию продаж на страны Центральной и Восточной Европы. Однако объем такого экспорта будет зависеть от логистических затрат, которые влияют на себестоимость продукции.

FruitNews

ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ МЕЖДУ РФ И ЕС ЗА ЯНВАРЬ 2023

По данным Евростата, грузоперевозки по внутренним водным путям между Россией и Евросоюзом в январе 2023 года составили 8,2 тыс. тонн на сумму 4,2 млн евро, тогда как в январе 2022 года 186,2 тыс. тонн (-95,6%) на сумму 80,5 млн тонн (-94,8%).

В том числе из РФ в ЕС по внутренним водным путям в отчетном периоде было перевезено 7,2 тыс. тонн на сумму 3,7 млн евро, тогда как годом ранее 184,3 тыс. тонн (-96%) на сумму 77,8 млн евро (-95,2%).

При этом РФ в январе 2023 года отправила грузы по ВВП только в две страны Евросоюза – Болгарию (5 тыс. тонн) и Бельгию (2,2 тыс. тонн).

Из Евросоюза в Россию в январе 2023 года по внутренним водным путям было перевезено 999 тонн грузов на сумму 543,1 тыс. евро, тогда как в январе 2022 года 1934 тонны (-48,3%) на сумму 2,7 млн евро (-79,7%).

В РФ в отчетном периоде грузы по внутренним водным путям отправляли две страны ЕС – Нидерланды (996 тонн) и Германия (3 тонны).

SeaNews

КАЗАХСТАН ПОДТВЕРДИЛ ЗАПУСК СИСТЕМЫ ОНЛАЙН-КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ С АПРЕЛЯ

Казахстан действительно запускает с 1 апреля обязательное оформление сопроводительных накладных на товары в электронном виде и отслеживание движения товаров на пространстве ЕАЭС (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) с помощью электронных пломб.

Это “Ведомостям” 27 марта подтвердил представитель министерства финансов республики.

Как пояснил собеседник “Ведомостей”, накладные будут оформляться в электронном виде до пересечения границы. Это, подчеркивают в минфине Казахстана, “исключает возможность оформления документов на подставных лиц, фиктивных получателей и отправителей грузов, банкротов, ликвидированных лиц”. “Таким образом, реализуемая система позволяет автоматизировать процесс контроля за перемещением товаров через границу”, – говорится в ответе представителя ведомства “Ведомостям”.

Ранее по теме: Казахстан получил механизм для ограничения транзита грузов в Россию

В минфине Казахстана добавили, что внедрение системы проводится во взаимной торговле со странами ЕАЭС “для сокращения теневого оборота и исключения потерь по налогам (НДС)”. Система, пояснили в ведомстве, работала “с декабря 2020 г. на добровольной основе”. До этого, 24 марта, минтранс России сообщил “Ведомостям”, что информация о запуске Казахстаном системы онлайн-отслеживания товаров связана с соглашением об электронных навигационных пломбах (ЭНП), подписанным в декабре 2021 г. и ратифицированным в октябре 2022 г.

При этом 24 марта Eurasianet.org и Financial Times со ссылкой на источники в казахстанском правительстве сообщили, что страна с 1 апреля запускает онлайн-систему для отслеживания товаров, пересекающих ее границы. По данным портала и британской газеты, это сделано, “чтобы продемонстрировать соблюдение западных санкций в отношении России и подсанкционного параллельного импорта”.

Логистические компании не стали официально комментировать заявление казахстанской стороны, отметив, что со скепсисом относятся как к объяснениям российского Минтранса, так и минфина Казахстана.

Источник “Ведомостей”, близкий к проекту по ЭНП, напомнил, что Россия и Белоруссия уже начали совместный эксперимент по отслеживанию с помощью электронных навигационных пломб лесоматериалов, экспортируемых из Беларуси в третьи страны через территорию России. О запуске пилотного проекта уже объявили в пресс-службе минтранса Казахстана 3 февраля, а накануне и премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал соответствующее постановление. Эксперимент продлится до 1 июня 2023 г. Собеседник рассказал, что общался с представителями российского Минтранса по вопросу казахстанской системы отслеживания, но они не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть, что электронный документооборот имеет отношение к проекту пломбирования.

Ведомости

НАЧАЛО 2023 ГОДА ОКАЗАЛОСЬ УСПЕШНЫМ ДЛЯ ЭКВАДОРСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ БАНАНОВ

Ассоциация экспортеров бананов Эквадора (AEBE) опубликовала статистический отчет об экспорте продукции за январь 2023 года.

За первый месяц текущего года было экспортировано 35,01 млн коробок бананов, что на 7,98% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В январе страны Европейского союза стали основным рынком сбыта эквадорских бананов, на них приходится 30,16% всего экспорта. На втором месте – Россия с показателем в 24,27%, далее государства Ближнего Востока – 13,07%.

Прошлый сезон выдался непростым для владельцев плантаций. Из-за проблем с логистикой пришлось уменьшить объем поставок, в том числе в Россию и в европейские страны.

Согласно отчету AEBE, ведущим брендом эквадорских бананов является Dole. Доля продаж бананов под данным брендом составляет 11,9%, на Global Village – 6,2%, Bonita – 5% соответственно.

FruitNews

СЕРБСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ МАЛИНЫ ОПАСАЮТСЯ ОБВАЛА ЗАКУПОЧНЫХ ЦЕН

До сбора урожая малины в Сербии еще остается более трех месяцев, между тем производители опасаются, что из-за сложной ситуации на рынке этой ягоды, произойдет резкое снижение закупочных цен. Поэтому вместо рекордных 500-600 динаров за килограмм (343-411 рублей), стоимость малины может упасть в два раза.

Некоторые мелкие скупщики и хладокомбинаты уже разместили объявления в социальных сетях, что закупать ягоду в этом сезоне они будут по более низкой цене. В связи с этим некоторые сербские ягодоводы считают, что им придется сократить площади под малиной, поскольку сельхозтехника и удобрения выросли в цене. А обеспечить рентабельность производства малины может закупочная цена не ниже 300 динаров (205 рублей) за килограмм ягоды.

По словам Добривоя Радовича, президента Ассоциации производителей малины и ежевики Сербии, сообщение о том, что закупочная цена на малину будет в два раза ниже в текущем сезоне, конечно, настораживает производителей. Но такие прогнозы он считает слишком пессимистичными.

«Не стоит пугать производителей, нам надо работать, а если предложат половину прошлогодней стоимости, то мы рискуем год не собирать малину. Но фермеры выживут, а вот что будут делать холодильные склады — морозить туман или снег?» — прокомментировал Президент местной ассоциации производителей малины.

Согласно данным Таможенного управления Сербии, в 2022 году из страны было экспортировано 68 000 тонн малины при неизменной средней цене 5,5 евро за килограмм. Такая тенденция сохранилась и в первом месяце текущего года, когда было экспортировано около 4700 тонн.

Ранее FruitNews сообщал об опасениях польских садоводах из-за сложившейся ситуации с экспортными поставками яблок. После потери российского рынка владельцы садоводческих предприятий считают, что в случае падения цен на продукцию, им придется корчевать сады. Союз садоводов Польши уже направил обращение министру сельского хозяйства страны с предложениями о мерах поддержки отрасли.

FruitNews

РОССИЯ И КИТАЙ ГОТОВЫ СОЗДАТЬ СОВМЕСТНЫЙ ОРГАН ПО РАЗВИТИЮ СЕВМОРПУТИ

Россия и Китай готовы создать совместный рабочий орган по развитию Северного морского пути, заявил президент Владимир Путин на встрече с председателем КНР Си Цзиньпином.

“Перспективным видим сотрудничество с китайскими партнерами по освоению транзитного потенциала Северного морского пути. Мы готовы создать совместный рабочий орган по развитию Северного морского пути”, – сказал Путин.

Северный морской путь – кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Протяженность пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс. км.

Объем перевозки грузов по СМП в 2022 году составил 34 млн тонн. Грузопоток по СМП за счет российских компаний по сравнению с 2021 годом года вырос на 3%, до 966 тысяч тонн.

Ранее президент РФ поставил задачу нарастить грузооборот по СМП до 80 млн тонн в 2024 году. Путин не раз подчеркивал, что реализация арктических проектов на Севморпути будет стимулировать развитие не только российской Арктики, но и всей экономики страны. Были приняты ряд важных государственных решений, способствующих активизации углеводородных проектов вдоль СПМ, а также развитию инфраструктуры и флота на этом маршруте. В их числе – план развития Северного морского пути до 2035 года с общим объёмом финансирования почти 1,8 трлн рублей.

Представители властей РФ подчеркивали, что Северный морской путь, который на 30% короче маршрута через Суэцкий канал, может стать новой международной транспортной альтернативой, и что РФ готова к международному партнерству по развитию Севморпути.

Интерфакс

EnglishRussian