loader image

ЭКСПОРТ ИЗ КИТАЯ В РОССИЮ В СЕНТЯБРЕ ДОСТИГ НОВОГО РЕКОРДА

Весной этого года наблюдался спад объема поставок на фоне проблем с проведением платежей между странами. Летом экспорт восстановился и к сентябрю достиг рекордных показателей. Импорт из России в Китай при этом падает.

В прошлом месяце китайский экспорт в Россию в денежном выражении составил $11,25 млрд, это новый рекорд, передает со ссылкой на таможенные данные КНР South China Morning Post (SCMP).

Это самый высокий показатель за месяц, отмечает издание. В годовом исчислении рост составил 16,6% — это самый быстрый темп роста в текущем году. В августе он составлял 10,1%, отмечает Reuters.

Однако импорт Китая из России сократился на 9,2% в годовом исчислении; в августе падение было ниже — только на 1,1%.

Товарооборот между странами за девять месяцев этого года увеличился на 2,7% в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 1,28 трлн юаней ($180,3 млрд), указывает Reuters.

В июне—июле также наблюдался рост поставок из Китая в Россию, который последовал после их спада, наблюдавшегося в марте—апреле этого года на фоне проблем с платежами. Тогда юаневый экспорт в Россию снизился почти на 11% в годовом выражении. Это сокращение экспорта из Китая было первым с 2022-го.

Проблемы с платежами у России и Китая наблюдаются с 2022 года на фоне санкций. В декабре прошлого года Вашингтон ужесточил их, дав Минфину США полномочия вводить ограничения против иностранных банков, работающих с подсанкционными лицами из России или содействующих поставкам определенных материалов и оборудования российскому оборонно-промышленному комплексу (ОПК).

Президент Владимир Путин говорил, что санкции в отношении третьих стран — участников экономической деятельности нелегитимны и “выходят за рамки здравого смысла”. Он оценивал проблемную ситуацию с платежами как наносящую ущерб мировой экономике. По мнению главы государства, решения этих проблем можно найти, они “так или иначе должны поддерживаться на государственном уровне”.

В июне на Петербургском экономическом форуме участники по-разному оценивали сроки проведения денежных переводов российского бизнеса в Китай. Старший партнер московского офиса юридической фирмы DHH Юань И говорила, что они стали достигать двух-трех месяцев. Директор по развитию зарубежной сети Российского экспортного центра (РЭЦ) Дмитрий Прохоренко указывал, что в среднем платежи в КНР приходили за одну-три недели.

РБК

Two flags flying in the wind on a sunny day

УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА МАРКИРОВКИ В ЕАЭС РАСПРОСТРАНЕНЫ НА НОВЫЕ ВИДЫ ПРОДУКЦИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Совет Евразийской экономической комиссии рассмотрел предложение Российской Федерации о расширении перечня товаров легкой промышленности, подлежащих маркировке средствами идентификации, и принял решение о внесении изменений в действующие нормативно-правовые акты Евразийского экономического союза.

Поправки касаются исключительно видов продукции, которая подлежит маркировке, утвержденных Решением Совета ЕЭК “О введении маркировки отдельных товаров легкой промышленности средствами идентификации” от 18 ноября 2019 года № 127.

Маркировка будет распространена, в частности, на детскую одежду, купальные костюмы, галстуки, детское и женское белье, а также головные уборы. В отношении указанных товаров страны ЕАЭС вправе установить запрет на оборот немаркированной продукции с 1 марта 2025 года.

“Поэтапное включение новых товаров– это развитие общей системы маркировки Союза, позволяющей потребителю убедиться в подлинности продукции и повышающей конкурентоспособность добросовестных участников рынка за счет уменьшения незаконного оборота”, – отметил министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.

Он подчеркнул, что маркировка новых групп товаров будет производиться, как и ранее, по унифицированным правилам. При этом учитываются положения базовой технологической организационной модели системы маркировки товаров средствами идентификации в ЕАЭС, утвержденной Решением Совета Комиссии от 5 марта 2019 года № 19. Таким образом, будет обеспечиваться взаимное признание кодов маркировки, что исключит необходимость перемаркировки товаров при их обращении на территории Союза.

Пресс-служба ЕЭК

a large container ship in a body of water

ПОШЛИНА НА ЭКСПОРТ ПШЕНИЦЫ ИЗ РФ С 23 ОКТЯБРЯ ПОВЫСИТСЯ НА 13,3%

Ставка пошлины на экспорт пшеницы из РФ с 23 октября повысится на 13,3%, до 2 121 рубля за тонну. Неделей ранее ставка составляла 1 872 рубля.

Пошлина на ячмень понизится до 389,7 рубля с 392,8 рубля за тонну, на кукурузу – до 2 671,7 рубля с 2 827,2 рубля соответственно.

Ставки были рассчитаны исходя из индикативных цен: $217,4 за тонну на пшеницу ($215,8 неделей ранее), $180,2 – на ячмень ($182), $213,9 – на кукурузу ($218,3).

Эти ставки будут действовать по 29 октября включительно.

РФ со 2 июня 2021 года ввела механизм зернового демпфера, который предусматривает плавающие пошлины на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя и возврат полученных от них средств на субсидирование сельхозпроизводителей. Размер пошлин рассчитывается еженедельно на базе индикаторов, основанных на ценах экспортных контрактов, которые регистрируются на Московской бирже. Сначала ставки пошлин исчислялись в долларах. С июля 2022 года они определяются в рублях. Пошлина составляет 70% от разницы между базовой и индикативной ценами.

Сначала базовая цена для расчета пошлин составляла 15 тыс. рублей за тонну пшеницы и 13,875 тыс. рублей за тонну ячменя и кукурузы. С июня 2023 года она была повышена до 17 тыс. и 15,875 тыс. рублей за тонну соответственно. С 28 июня 2024 года базовая цена на пшеницу составляет 18 тыс. рублей, на ячмень и кукурузу – 16,875 тыс. рублей за тонну.

Интерфакс

shallow focus photography of wheat field

ЛИДЕРЫ ЕС ПООБЕЩАЛИ ВВЕСТИ НОВЫЕ ТАРИФЫ НА ИМПОРТ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ РФ И БЕЛОРУССИИ

Лидеры Евросоюза пообещали ввести новые санкции против России, а также тарифы на импорт сельхозпродукции из России и Белоруссии в попытках ограничить военные возможности РФ. Об этом говорится в итоговой декларации саммита ЕС по Украине.

“Евросоюз остается готов еще больше ограничить возможности России вести боевые действия, в том числе путем введения новых санкций”, – говорится в документе. Саммит ЕС призвал Еврокомиссию к разработке “новых тарифов на российскую и белорусскую аграрную продукцию”.

Саммит ЕС также потребовал тщательнее соблюдать санкции и осудил те страны мира, которые продолжают вести нормальную экономическую деятельность с Россией, невзирая на западные рестрикции.

ТАСС

bunch of red apple on grass field

ГРУЗООБОРОТ БОЛЬШОГО ПОРТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ ВЫРОС НА 12%

Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург в январе-сентябре 2024 г. составил 39,7 млн т. Это на 11,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные приводит Ассоциация морских торговых портов.

Несмотря на продолжающееся восстановление грузооборота, отставание от досанкционного 2021 г. составило 14,6% (тогда за три квартала БПСПб обработал 46,5 млн т грузов). Стоит отметить, что по итогам III квартала 2024 г. разрыв по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. не сократился, а, наоборот, увеличился. По итогам I полугодия 2024 г. грузооборот отставал от уровня января-июня 2021 г. лишь на 10%.

Напомним, что Большой порт Санкт-Петербург специализировался на внешней торговле с европейскими странами. После введения санкций по итогам 2022 г. грузооборот порта сократился на 37,5% до 38,8 млн т. За 2023 г. перевалка выросла на 28% до 49,6 млн т, но так и не достигла показателя 2021 г., когда было перегружено 62,03 млн т грузов.

Опрошенные “Ведомостями” эксперты отмечают, что за прошедшие два года в БПСПб была проделана большая работа по запуску новых морских линий с “дружественными” государствами. Это позволило частично возместить потери от санкций, но полного замещения пока не произошло.

Исполнительный вице-президент по морской логистике Noytech Supply Chain Solutions Анастасия Кизулева рассказала, что на показатели грузооборота БПСПб положительно повлияла перегруженность портов Дальнего Востока. Это привело к перераспределению части грузов, в том числе в Санкт-Петербург.

Она также добавила, что часть групп товаров, которые не попадают под западные санкции, продолжает поставляться в Петербург из Европы. “Это подтверждается ростом количества судозаходов в Санкт-Петербург из европейских портов и Южной Америки за последний год”, — прокомментировала Кизулева.

Директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша считает, что существующее отставание от досанкционного периода не удастся полностью восстановить в ближайшее время. Несмотря на это, он обратил внимание на развитие контейнерооборота в Петербурге. “На Дальнем Востоке наблюдается ограниченное количество сервисов, значительный рост тарифов, что, в свою очередь, создает экономические предпосылки для запуска новых и увеличения тоннажа судов на уже имеющихся Deep Sea сервисах из стран Азии до порта Санкт-Петербург”, — рассказал эксперт.

Так, по данным портала InfraNews, контейнерооборот Большого порта Санкт-Петербург в январе-августе 2024 г. (данных за 9 месяцев еще нет) вырос на 42% к аналогичному периоду прошлого года. В результате показатель достиг 907 000 TEU.

Что касается портов Ленинградской области – Усть-Луги, Приморска и Высоцка, то за 9 месяцев 2024 г. они все показали спад грузооборота. Стоит отметить, что в Усть-Луге за январь-сентябрь этого года перевалка снизилась всего на 0,7% до 102,8 млн т, а в Приморске – на 3% до 46,1 млн т. При этом важно отметить, что порты Усть-Луга и Приморск уже превысили досанкционные показатели перевалки.

Генеральный директор компании “Си-Шиппинг” Алексей Гагаринов считает, что оба порта вышли на плато грузооборота. “Они специализируются в первую очередь на массовых экспортных грузах – наливных и насыпных, контракты на перевалку которых заключаются на несколько лет. Поэтому статистика и показывает, что все стабильно, контракты исполняются”, — рассказал он.

Гагаринов добавил, что уровень грузооборота в Усть-Луге вырстет после того, как полностью введут в эксплуатацию универсальный терминал Lugaport (проект ХК “Новотранс”) и модернизируют “Усть-Лужский терминал” (входит в “Глобал Портс”).

Запуск основных мощностей терминала Lugaport намечен на следующий год. Они позволят переваливать 24,3 млн т навалочных, генеральных, зерновых и пищевых грузов с возможностью приема судов с осадкой до 15,5 м. Объем инвестиций в проект составляет 90 млрд руб.

В развитие терминала УЛКТ “Глобал Портс” вложит порядка 50 млрд руб. Однако запуск новых мощностей запланирован только на 2032 г. Ожидается, что грузооборот в 2032 г. вырастет с нынешних 5 млн т до 25 млн т.

Гагаринов уточнил, что порт Высоцк специализируется на разных видах экспортных грузов: нефть, уголь, сжиженный природный газ и зерно. “Думаю, что это нелинейное снижение, а технологическое, и порт Высоцк снова начнет показывать рост”, — резюмировал он.

Ведомости

stack of cargo trailer

КОНТРОЛЬ ЗА «ЛОЖНЫМ ТРАНЗИТОМ» УЖЕСТОЧАТ

Правительство разрабатывает механизм, который поможет бороться с “ложным транзитом” импортных товаров. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2025-2027 годы.

“Вопросы сокращения теневого ввоза действительно прорабатываются. Цель этой работы – борьба с недобросовестными участниками рынка и выравнивание условий конкуренции для бизнеса, который работает “вбелую”, уплачивая все импортные платежи”, – сообщили “РГ” в пресс-службе минфина.

В ведомстве уточнили, что о конкретных параметрах пока говорить преждевременно.

Российская газета

white trailer truck on road

МИШУСТИН: ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР СЕВЕР – ЮГ ОТКРОЕТ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ТОРГОВЛИ

Международный транспортный коридор Север – Юг откроет новые возможности для торговли и бизнеса. Такое мнение премьер-министр РФ Михаил Мишустин высказал, выступая на заседании Совета глав правительств стран ШОС.

Мишустин: транспортный коридор Север – Юг откроет новые возможности для торговли

“Россия вместе с партнерами по СНГ и Ираном продвигает международный транспортный коридор Север – Юг. Проводим целый комплекс мероприятий по модернизации и реконструкции инфраструктуры железнодорожных, автомобильных и морских перевозок. Это откроет новые возможности для торговли, даст дополнительные преимущества бизнесу”, – сказал он.

Мишустин подчеркнул, что работа по обеспечению транспортной связанности стран ШОС и выстраиванию надежных и эффективных логистических маршрутов является приоритетом. “Максимально используя транзитный потенциал как по направлению Восток – Запад, так и по направлению Север – Юг, мы сможем нарастить грузопотоки, сделать поездки удобнее для граждан”, – подытожил он.

ТАСС

aerial photo of pile of enclose trailer

В РОССИИ ОБРАЗОВАЛАСЬ ОСТРАЯ НЕХВАТКА СКЛАДОВ

В России образовалась острая нехватка складов — доля свободных площадей опустилась ниже 1%, узнали “Известия”. Причина — переориентация логистики на восточные и южные направления, рост интернет-торговли и сокращение строительства таких помещений.

По данным консалтинговых компаний, заполненность площадей приводит к тому, что растет средневзвешенная ставка аренды. Кроме того, дефицит складов тормозит логистику и приводит к повышению стоимости товаров. Пока выход может быть в развитии аутсорсинга, который позволит снизить загруженность складов до 85%, полагают эксперты.

На какие склады растет спрос в России

Дефицит складов, сложившийся в России, тормозит логистику и повышает цены на потребительские товары. Об этом “Известиям” рассказали участники рынка и ритейлеры. По данным консалтинговой компании NF Group, доля свободных площадей сегодня минимальна во всех регионах страны и не превышает 1%. По данным FM Logistic, она и того меньше — 0,5%. По словам управляющего директора 3PL-оператора NC Logistic Гарольда Власова, этот показатель находится на околонулевом уровне при возрастающем спросе.

По данным Boxberry, в Москве и Московской области всего от 0,4 до 0,8% свободных складских площадей. В основном они расположены в отдаленных районах, куда неудобно добираться, рассказал “Известиям” директор производственного департамента компании Андрей Соколов.

Объем аренды до конца 2024 года, согласно заключенным контрактам, составит около 7 млн кв. м, тогда как неудовлетворенный спрос в 2024–2025 годах достигнет 9,7 млн кв. м, сообщается в обзоре ПЭК, Tablogix и NF Group. На фоне дефицита предложения растет средневзвешенная ставка аренды. По словам коммерческого директора “Скиф-Карго” Михаила Коптева, она колеблется в районе 10–12 тыс. рублей за 1 кв. м в год. Для сравнения: в 2022 году стоимость аренды составляла 5 тыс. рублей.

По данным NF Group, если в Москве за девять месяцев 2024 года аренда складов класса А (одного из самых высоких) увеличилась на 47%, до 11 тыс. рублей за 1 кв. м, то в регионах рост меньше — на 37%, до 9,15 тыс. рублей за “квадрат”. Правда и там прогнозируется увеличение до 10 тыс. рублей.

— Рост спроса на складские мощности происходит параллельно со снижением скорости и объемов строительства новых складов, — рассказал “Известиям” руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic Артем Хомышин.

Расходы на строительство растут из-за высокой ключевой ставки ЦБ и удорожания материалов. В таких условиях застройщики снижают риски и фокусируются на проектах build to suit, то есть возводят помещения под конкретного заказчика, отметил участник рынка.

Дефицит складских площадей сказывается на удлинении сроков оборачиваемости товаров, замедляет логистические процессы, что приводит к задержкам в доставке, добавил Михаил Коптев. Компании испытывают сложности в хранении и управлении запасами. Это повышает себестоимость товаров для конечного потребителя, уточнил участник рынка.

По данным FM Logistic, динамика стоимости аренды складов за 2024 год повысила расходы ритейла на 15–20%, что обернулось удорожанием продукции на 1–2%.

— Чтобы избежать снижения рентабельности, бизнес перекладывает растущие затраты в цены на продукцию, — отметил Артем Хомышин.

По информации ассоциации перевозчиков “АвтоГрузЭкс”, доля складской логистики в стоимости конечных товаров составляет 2–5%.

“Известия” направили запросы в Минпромторг и Минтранс.

Почему строительство складов затормозилось

Одна из главных причин роста спроса на склады — переориентация логистики с западных направлений на восточные и южные, а также удлинение маршрутов поставок и нестабильность платежей между Россией и иностранными партнерами, отмечают участники рынка.

— Компании наращивают складские запасы, чтобы минимизировать риски нехватки продукции из-за сбоев в доставке и проблем с оплатой товаров, — рассказывает “Известиям” президент ассоциации “АвтоГрузЭкс” Вадим Филатов.

Влияют и другие факторы. По информации фулфилмент-оператора складов “Бета ПРО”, недостаток площадей для хранения вызван ростом электронной коммерции.

— Для обработки интернет-заказов требуется больше площадей, чем для работы с оптовыми отгрузками, — рассказал “Известиям” директор по развитию этой компании Артем Смирнов. — Рынок складской недвижимости не успевает за растущим спросом со стороны онлайн- и офлайн-ритейла.

По оценке Data Insight, в 2023 году объем продаж на рынке e-Commerce вырос на 49% и достиг 7,7 трлн рублей.

Больше всего складских площадей, по данным NF Group, занимают классические ритейлеры (28%) и продавцы товаров народного потребления (19%). Поставщики автозапчастей, фармацевтики и e-Commerce снимают примерно по 9% складов каждый.

— В России много старых складов, не соответствующих современным требованиям по безопасности, инфраструктуре и энергоэффективности, — рассказал Михаил Коптев. — Строительство новых комплексов требует больших инвестиций, которые не всегда доступны для девелоперов.

Антироссийские санкции усложнили доступ к материалам и технологиям, что также повлияло на строительство и доступность складских помещений, отметил участник рынка.

— Девелоперы на 2024 год запланировали ввод в эксплуатацию 5,8 млн кв. м складских помещений, но этих объемов по-прежнему недостаточно, чтобы удовлетворить спрос, который в первом полугодии 2024-го вырос в среднем на 40%, — рассказал “Известиям” коммерческий директор логистического оператора МОЛКОМ Евгений Смирнов.

По его словам, дефицит останавливает операционные возможности ритейлеров и сдерживает масштабирование их бизнеса.

— Если на рынок придут новые крупные игроки или уже присутствующие компании увеличат объемы производства, они смогут получить новые складские площади только двумя способами. Это строительство собственных ангаров или передача логистики на аутсорсинг 3PL-операторам, — добавил Гарольд Власов.

Переориентация 50% российских компаний с собственных 3PL-складов на аутсорсинг позволит снизить дефицит площадок по всей России на 4–16% и сократить расходы на 15–35%, отмечается в исследовании ПЭК, Tablogix и NF Group.

— Правда, складским аутсорсингом в России до сих пор пользуются не более 10% компаний, и это в четыре раза ниже, чем в странах Евросоюза, где этот показатель варьируется от 40 до 60%, — рассказал директор ПЭК: 3PL Иван Масалов.

Масштабирование таких операций позволит снизить заполненность складов по всей России примерно до 85%, считают участники рынка.

Дефицит площадей можно преодолеть при комплексной поддержке государства, то есть при налоговых льготах для девелоперов, а также запуском промышленной ипотеки для строительства складов под 3–4% годовых, полагает Вадим Филатов.

Известия

yellow and black fork lift

АМУРСКИМ ФИЛИАЛОМ ФГБУ «НЦБРП» ПРОВЕРЕНО ПОЧТИ 7,4 ТЫС. ТОНН БАНАНОВ ИЗ КИТАЯ

С 9 января по 7 октября 2024 года специалистами Амурского филиала подведомственного Россельхознадзору ФГБУ «НЦБРП» исследовано 343 пробы бананов из КНР, отобранные от партий общим объемом почти 7,4 тыс. т.

В частности, за сентябрь проведены лабораторные испытания 24 проб импортных бананов от партий объемом порядка 500 т.

Пробы были отобраны на складе временного хранения ТЛТ «Каникурган» сотрудниками Органа инспекции Учреждения и инспекторами Управления Россельхознадзора по Амурской области и Республике Саха (Якутия).

В лаборатории проведены энтомологические исследования, по результатам которых карантинных вредных насекомых не выявлено. Фрукты данного вида соответствовали установленным нормам.

Сведения о проведенных исследованиях доведены до территориального Управления Россельхознадзора.

Россельхознадзор

yellow banana fruit on black textile

ЭКСПЕРТЫ ОБСУДИЛИ ОЧЕРЕДНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ СТРАН ЕАЭС, КАСАЮЩИЕСЯ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ

10 октября под председательством заместителя директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Григора Оганяна состоялось заседание рабочей группы по таможенному декларированию при профильном Консультативном комитете Евразийской экономической комиссии.

Эксперты государственных органов и бизнес-сообществ стран Евразийского экономического союза обсудили ряд инициативных проектов и предложений стран Евразийского экономического союза, направленных на дальнейшее совершенствование таможенного декларирования товаров.

Рассматривались вопросы оптимизации сведений в декларации на товары о контейнерах для повышения эффективности таможенного контроля и снижения количества проверок. Кроме того, обсудили внесение изменений в инструкцию о порядке использования транспортных, коммерческих и иных документов в качестве декларации на товары, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, а также условия их помещения под такую процедуру.

Порядок заполнения декларации на товары утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.

Инструкция о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары утверждена пунктом 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 263.

Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 329 утверждён перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру.

Решением Совета ЕЭК от 29.05.2024 N 55 определены особенности перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров, предназначенных для использования в официальных международных спортивных мероприятиях, условия их помещения под специальную таможенную процедуру и порядок ее применения.

TKS.RU

selective focus photography of brown boxes on gray shelf

EnglishRussian