loader image

В РОССИИ ОБРАЗОВАЛАСЬ ОСТРАЯ НЕХВАТКА СКЛАДОВ

В России образовалась острая нехватка складов — доля свободных площадей опустилась ниже 1%, узнали “Известия”. Причина — переориентация логистики на восточные и южные направления, рост интернет-торговли и сокращение строительства таких помещений.

По данным консалтинговых компаний, заполненность площадей приводит к тому, что растет средневзвешенная ставка аренды. Кроме того, дефицит складов тормозит логистику и приводит к повышению стоимости товаров. Пока выход может быть в развитии аутсорсинга, который позволит снизить загруженность складов до 85%, полагают эксперты.

На какие склады растет спрос в России

Дефицит складов, сложившийся в России, тормозит логистику и повышает цены на потребительские товары. Об этом “Известиям” рассказали участники рынка и ритейлеры. По данным консалтинговой компании NF Group, доля свободных площадей сегодня минимальна во всех регионах страны и не превышает 1%. По данным FM Logistic, она и того меньше — 0,5%. По словам управляющего директора 3PL-оператора NC Logistic Гарольда Власова, этот показатель находится на околонулевом уровне при возрастающем спросе.

По данным Boxberry, в Москве и Московской области всего от 0,4 до 0,8% свободных складских площадей. В основном они расположены в отдаленных районах, куда неудобно добираться, рассказал “Известиям” директор производственного департамента компании Андрей Соколов.

Объем аренды до конца 2024 года, согласно заключенным контрактам, составит около 7 млн кв. м, тогда как неудовлетворенный спрос в 2024–2025 годах достигнет 9,7 млн кв. м, сообщается в обзоре ПЭК, Tablogix и NF Group. На фоне дефицита предложения растет средневзвешенная ставка аренды. По словам коммерческого директора “Скиф-Карго” Михаила Коптева, она колеблется в районе 10–12 тыс. рублей за 1 кв. м в год. Для сравнения: в 2022 году стоимость аренды составляла 5 тыс. рублей.

По данным NF Group, если в Москве за девять месяцев 2024 года аренда складов класса А (одного из самых высоких) увеличилась на 47%, до 11 тыс. рублей за 1 кв. м, то в регионах рост меньше — на 37%, до 9,15 тыс. рублей за “квадрат”. Правда и там прогнозируется увеличение до 10 тыс. рублей.

— Рост спроса на складские мощности происходит параллельно со снижением скорости и объемов строительства новых складов, — рассказал “Известиям” руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic Артем Хомышин.

Расходы на строительство растут из-за высокой ключевой ставки ЦБ и удорожания материалов. В таких условиях застройщики снижают риски и фокусируются на проектах build to suit, то есть возводят помещения под конкретного заказчика, отметил участник рынка.

Дефицит складских площадей сказывается на удлинении сроков оборачиваемости товаров, замедляет логистические процессы, что приводит к задержкам в доставке, добавил Михаил Коптев. Компании испытывают сложности в хранении и управлении запасами. Это повышает себестоимость товаров для конечного потребителя, уточнил участник рынка.

По данным FM Logistic, динамика стоимости аренды складов за 2024 год повысила расходы ритейла на 15–20%, что обернулось удорожанием продукции на 1–2%.

— Чтобы избежать снижения рентабельности, бизнес перекладывает растущие затраты в цены на продукцию, — отметил Артем Хомышин.

По информации ассоциации перевозчиков “АвтоГрузЭкс”, доля складской логистики в стоимости конечных товаров составляет 2–5%.

“Известия” направили запросы в Минпромторг и Минтранс.

Почему строительство складов затормозилось

Одна из главных причин роста спроса на склады — переориентация логистики с западных направлений на восточные и южные, а также удлинение маршрутов поставок и нестабильность платежей между Россией и иностранными партнерами, отмечают участники рынка.

— Компании наращивают складские запасы, чтобы минимизировать риски нехватки продукции из-за сбоев в доставке и проблем с оплатой товаров, — рассказывает “Известиям” президент ассоциации “АвтоГрузЭкс” Вадим Филатов.

Влияют и другие факторы. По информации фулфилмент-оператора складов “Бета ПРО”, недостаток площадей для хранения вызван ростом электронной коммерции.

— Для обработки интернет-заказов требуется больше площадей, чем для работы с оптовыми отгрузками, — рассказал “Известиям” директор по развитию этой компании Артем Смирнов. — Рынок складской недвижимости не успевает за растущим спросом со стороны онлайн- и офлайн-ритейла.

По оценке Data Insight, в 2023 году объем продаж на рынке e-Commerce вырос на 49% и достиг 7,7 трлн рублей.

Больше всего складских площадей, по данным NF Group, занимают классические ритейлеры (28%) и продавцы товаров народного потребления (19%). Поставщики автозапчастей, фармацевтики и e-Commerce снимают примерно по 9% складов каждый.

— В России много старых складов, не соответствующих современным требованиям по безопасности, инфраструктуре и энергоэффективности, — рассказал Михаил Коптев. — Строительство новых комплексов требует больших инвестиций, которые не всегда доступны для девелоперов.

Антироссийские санкции усложнили доступ к материалам и технологиям, что также повлияло на строительство и доступность складских помещений, отметил участник рынка.

— Девелоперы на 2024 год запланировали ввод в эксплуатацию 5,8 млн кв. м складских помещений, но этих объемов по-прежнему недостаточно, чтобы удовлетворить спрос, который в первом полугодии 2024-го вырос в среднем на 40%, — рассказал “Известиям” коммерческий директор логистического оператора МОЛКОМ Евгений Смирнов.

По его словам, дефицит останавливает операционные возможности ритейлеров и сдерживает масштабирование их бизнеса.

— Если на рынок придут новые крупные игроки или уже присутствующие компании увеличат объемы производства, они смогут получить новые складские площади только двумя способами. Это строительство собственных ангаров или передача логистики на аутсорсинг 3PL-операторам, — добавил Гарольд Власов.

Переориентация 50% российских компаний с собственных 3PL-складов на аутсорсинг позволит снизить дефицит площадок по всей России на 4–16% и сократить расходы на 15–35%, отмечается в исследовании ПЭК, Tablogix и NF Group.

— Правда, складским аутсорсингом в России до сих пор пользуются не более 10% компаний, и это в четыре раза ниже, чем в странах Евросоюза, где этот показатель варьируется от 40 до 60%, — рассказал директор ПЭК: 3PL Иван Масалов.

Масштабирование таких операций позволит снизить заполненность складов по всей России примерно до 85%, считают участники рынка.

Дефицит площадей можно преодолеть при комплексной поддержке государства, то есть при налоговых льготах для девелоперов, а также запуском промышленной ипотеки для строительства складов под 3–4% годовых, полагает Вадим Филатов.

Известия

yellow and black fork lift

АМУРСКИМ ФИЛИАЛОМ ФГБУ «НЦБРП» ПРОВЕРЕНО ПОЧТИ 7,4 ТЫС. ТОНН БАНАНОВ ИЗ КИТАЯ

С 9 января по 7 октября 2024 года специалистами Амурского филиала подведомственного Россельхознадзору ФГБУ «НЦБРП» исследовано 343 пробы бананов из КНР, отобранные от партий общим объемом почти 7,4 тыс. т.

В частности, за сентябрь проведены лабораторные испытания 24 проб импортных бананов от партий объемом порядка 500 т.

Пробы были отобраны на складе временного хранения ТЛТ «Каникурган» сотрудниками Органа инспекции Учреждения и инспекторами Управления Россельхознадзора по Амурской области и Республике Саха (Якутия).

В лаборатории проведены энтомологические исследования, по результатам которых карантинных вредных насекомых не выявлено. Фрукты данного вида соответствовали установленным нормам.

Сведения о проведенных исследованиях доведены до территориального Управления Россельхознадзора.

Россельхознадзор

yellow banana fruit on black textile

ЭКСПЕРТЫ ОБСУДИЛИ ОЧЕРЕДНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ СТРАН ЕАЭС, КАСАЮЩИЕСЯ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ

10 октября под председательством заместителя директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Григора Оганяна состоялось заседание рабочей группы по таможенному декларированию при профильном Консультативном комитете Евразийской экономической комиссии.

Эксперты государственных органов и бизнес-сообществ стран Евразийского экономического союза обсудили ряд инициативных проектов и предложений стран Евразийского экономического союза, направленных на дальнейшее совершенствование таможенного декларирования товаров.

Рассматривались вопросы оптимизации сведений в декларации на товары о контейнерах для повышения эффективности таможенного контроля и снижения количества проверок. Кроме того, обсудили внесение изменений в инструкцию о порядке использования транспортных, коммерческих и иных документов в качестве декларации на товары, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, а также условия их помещения под такую процедуру.

Порядок заполнения декларации на товары утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.

Инструкция о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары утверждена пунктом 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 263.

Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 329 утверждён перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру.

Решением Совета ЕЭК от 29.05.2024 N 55 определены особенности перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров, предназначенных для использования в официальных международных спортивных мероприятиях, условия их помещения под специальную таможенную процедуру и порядок ее применения.

TKS.RU

selective focus photography of brown boxes on gray shelf

В РФ КОЛИЧЕСТВО АЭРОПОРТОВ К 2030 ГОДУ ВЫРАСТЕТ ДО 242

Количество аэропортов в России к 2030 году вырастет до 242 за счет авиаузлов Донбасса и Новороссии.

Об этом сообщил журналистам по итогам совещания по вопросу заключения концессионных соглашений в рамках проекта “Развитие опорной сети аэродромов” вице-премьер РФ Виталий Савельев.

“У нас в стране сегодня 228 аэропортов. К 2030 году их будет 242. Я считаю аэропорты новых территорий, которые, я думаю, к этому времени мы задействуем”, – сказал он.

Вице-премьер также напомнил о планах по реконструкции и строительству 75 аэропортов до 2030 года. На эти цели направлено 250 млрд рублей. Ранее на совещании он сообщил, что в России планируется реконструкция 28 аэродромов с использованием механизма концессии. По его словам, использование данного механизма позволит привлечь более 100 млрд рублей внебюджетных средств.

ТАСС

a rocket flying in the sky

В СВЕРДЛОВСКУЮ ОБЛАСТЬ ВПЕРВЫЕ ВВЕЗЕНО 3,7 ТОНН РАСТИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ИЗ ТАИЛАНДА

7 октября 2024 года в аэропорт Кольцово (г. Екатеринбург) из Таиланда поступило 3,7 т подкарантинной продукции: папайя, листья лайма, перец чили, спаржа, лемонграсс, грибы шимиджи.

Груз поступил в сопровождении фитосанитарного сертификата, удостоверяющего соответствие продукции требованиям страны-импортера.

Специалистами Уральского межрегионального управления Россельхознадзора и Екатеринбургского филиала ФГБУ «ВНИИЗЖ» в отношении ввезенной подкарантинной продукции проведены мероприятия по контролю, включающие в себя досмотр с отбором образцов, проведение исследования и экспертизы.

По результатам исследований, продукция свободна от карантинных объектов.

Россельхознадзор

fruit lot on ceramic plate

ТОВАРООБОРОТ РФ И ИРАНА РАСТЕТ, НО ЕЩЕ НЕ ОТЫГРАЛ ПРОШЛОГОДНЕЕ ПАДЕНИЕ

Тенденции во взаимной торговле России и Ирана хорошие, товарооборот показывает рост, сообщил президент России Владимир Путин.

“В этому году мы наблюдаем рост товарооборота. Правда, он не отыграл определенное падение прошлого года. Но тенденция хорошая”, – отметил Путин на встрече в пятницу с президентом Ирана Масудом Пезешкианом.

“Мы активно работаем вместе на международной арене, и наши оценки происходящих событий в мире часто очень близки”, – добавил российский президент.

Интерфакс

the flag of the country of iraq flying in the sky

ПОД КОНТРОЛЕМ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА БОЛЕЕ 360 КГ ИНЖИРА ПОСТУПИЛО В ПРИАМУРЬЕ ИЗ КИТАЯ

С 1 сентября по 4 октября 2024 года через международный автомобильный пункт пропуска «Кани-Курган – Хэйхэ» под контролем Управления Россельхознадзора по Амурской области и Республике Саха (Якутия) в Приамурье поступило 368 т свежего инжира из Китая.

Инспекторами были отобраны пробы вышеуказанной подконтрольной продукции и направлены в испытательную лабораторию Амурского филиала «НЦБРП».

По результатам исследований продукция признана безопасной и выпущена в оборот.

С начала 2024 года в Амурскую область поступило около 59 тыс. т плодоовощной продукции из КНР.

Россельхознадзор

brown and white sliced fruit

ОГРАНИЧЕНИЯ НА ПРОЕЗД АВТОТРАНСПОРТА СНЯЛИ НА ГРАНИЦЕ РФ И ГРУЗИИ ПОСЛЕ РЕМОНТА

Ремонт дорожного покрытия завершен на российско-грузинской границе между пунктами пропуска “Верхний Ларс” и “Казбеги”, сообщает пресс-служба Минтранса РФ.

Речь идет об участке Военно-Грузинской дороги между автомобильными пунктами пропуска “Верхний Ларс” (РФ) и “Казбеги” (Грузия).

“Пропуск лиц и транспортных средств через государственную границу осуществляется в штатном режиме”, – говорится в сообщении.

Движение автомобилей между пунктами пропуска “Верхний Ларс” и “Казбеги” на российско-грузинской границе ежедневно ограничивалось в двух направлениях на три часа с 18 сентября в связи с началом восстановительных работ на автодорогах.

МАПП “Верхний Ларс” находится в Северной Осетии на Военно-Грузинской дороге, ведущей из РФ в Грузию.

Военно-Грузинская дорога проходит в высокогорье и в настоящее время является единственным сухопутным маршрутом, связывающим Россию с Грузией и Арменией.

Интерфакс

a red and white flag with a cross on it

МИШУСТИН ПРИЗВАЛ УДЕЛИТЬ ВНИМАНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЕАЭС

Дорожная карта по реализации транспортной политики в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) направлена на создание единого транспортного пространства в союзе, однако цифровизация должна стать важным компонентом этого развития.

Об этом заявил председатель правительства РФ Михаил Мишустин на заседании Евразийского межправительственного совета в расширенном составе.

“Важной задачей является создание единого транспортного пространства, развитие международных логистических коридоров, формирование соответствующей инфраструктуры, – указал Мишустин. – На это нацелена принимаемая дорожная карта по реализации транспортной политики стран “пятерки” до 2026 года”.

“Вместе с тем особое внимание необходимо уделить цифровизации отрасли, внедрению в нее передовых технологий, – подчеркнул российский премьер. – Чтобы значительно увеличить пропускную способность действующих маршрутов и, соответственно, объемы грузопотоков, наладить “бесшовные” перевозки”. По словам главы кабмина, в этом в первую очередь заинтересованы предприниматели стран ЕАЭС.

ТАСС

blue and red cargo ship on sea during daytime

ПОГРУЗКА НА СЕТИ РЖД ПОКАЗАЛА САМОЕ БОЛЬШОЕ СНИЖЕНИЕ С НАЧАЛА ГОДА

Погрузка на сети РЖД в сентябре сократилась и достигла самого низкого уровня с начала 2024 года. На это повлияло снижение перевозок угля, строительных и металлургических грузов. РЖД и эксперты ждут улучшения ситуации в конце года.

Погрузка на сети РЖД в сентябре упала на 6,3% к уровню аналогичного периода прошлого года, что стало самым значительным сокращением с начала этого года. Всего за месяц было перевезено 94,5 млн т грузов, что оказалось меньше прежнего минимального показателя за этот год — январского (94,8 млн т). Суммарно за девять месяцев 2024 года погрузка снизилась на 4% год к году, составив 889,7 млн т.

Как пояснили РБК в пресс-службе РЖД, основные потери в погрузке за сентябрь приходятся на каменный уголь (минус 7,5% к сентябрю прошлого года) и стройматериалы (минус 14,3%). Снижение поставок угля в компании объясняют инфраструктурными ограничениями, связанными в том числе с сезонным пиком пассажирского движения на юге и ремонтно-строительными работами. На падение погрузки стройматериалов, по данным РЖД, повлияли завершение и перенос на более поздние сроки крупных инфраструктурных и автодорожных проектов.

Чем еще объясняют снижение погрузки

В Информационном центре операторов (ИЦО) уточняют, что среди факторов падения перевозок угля — низкие экспортные цены на него на фоне высоких операционных затрат. Например, только логистика в расходах угольщиков занимает сейчас более половины экспортной стоимости угля. Также вырос оборот используемых для погрузки угля полувагонов (среднее время производственного цикла вагона — от погрузки до следующей погрузки) на 9–17% в зависимости от направления. Например, в сентябре на маршруте между Кузбассом и Дальним Востоком показатель увеличился до 30 суток, в то время как год назад был на уровне 27,9 суток, следует из данных ИЦО.

Падение в погрузке стройматериалов представитель ИЦО связывает со снижением темпов строительства, добавляя, что этот фактор частично сказывается и на объеме транспортировки металлов, статистика по которым тоже просела. Большее влияние на перевозку продукции металлургической отрасли оказывает и снижение ее железнодорожного экспорта на 19% из-за санкционных ограничений.

Аналогичные данные приводит и руководитель аналитических проектов информационно-аналитического агентства Rollingstock Agency Александр Слободяник: в июле и августе этого года погрузка черных металлов сократилась на 14% к уровню аналогичных месяцев прошлого года, а в сентябре снижение превысило 20%. По итогам девяти месяцев на сети было погружено 46,6 млн т, что на 9% ниже, чем в январе—сентябре прошлого года.

В числе причин снижения Слободяник также указывает неблагоприятную конъюнктуру внешнего рынка, которая и способствует сокращению отправок черных металлов на экспорт, в этом году оно отмечается на всех основных направлениях. “Негативная динамика экспортных отправок в том числе вызвана действием рестрикций и ограничений со стороны недружественных стран, которые ранее были основными потребителями продукции отечественных металлургов”, — говорит он, а также напоминает, что в августе 2024 года Минфином США были расширены санкции против металлургической отрасли, которые затронули структуры “Евраза”, “Мечела” и “Норникеля”. РБК направил запрос в “Норникель”, в “Евразе” и “Мечеле” отказались от комментариев.

Незначительно в сентябре сократилась погрузка и нефтяных грузов — на 1,1% к августу и на 1,5% к сентябрю 2023 года, отметили в РЖД. Хотя снижение перевозок нефти и нефтепродуктов было “не столь интенсивным”, добавляют в ИЦО, за последние пять лет этот показатель (сентябрь к сентябрю) упал на 10%.

Какая ситуация с погрузкой ожидается за год

Несмотря на негативную динамику перевозок грузов по железной дороге в последние несколько месяцев, РЖД намерены “максимально приблизиться” к прогнозным параметрам погрузки в 2024 году, сказал РБК представитель компании. “С учетом всех имеющихся ограничений РЖД ведут планомерную работу по восполнению отставания в погрузке”, — пояснил он.

Согласно прогнозу Минэкономразвития, опубликованному 30 сентября, в 2024 году погрузка РЖД должна увеличиться на 0,3% к уровню прошлого года и составить 1,2 млрд т. В ИЦО, в свою очередь, полагают, что возврат к росту погрузки по итогам года “выглядит маловероятным”. “Более реалистично ожидание итогового снижения в пределах 1–2%”, — резюмировал представитель агентства.

Того же мнения придерживается и Слободяник, говоря о том, что для достижения положительных значений по итогам года в IV квартале погрузка должна увеличиваться не менее чем на 10% ежемесячно, однако предпосылок к “столь существенному” росту объема перевозок грузов нет.

В перспективе до конца года можно ожидать сохранение нынешних трендов на сети РЖД, в то же время возможно снижение негативной динамики — этому поспособствует низкий уровень грузовой базы прошлого года. “В октябре—декабре 2023 года к аналогичному периоду прошлого года погрузка сократилась на 2,5%. Погрузка угля в этот период снизилась на 6,8%, по строительным грузам сокращение составило 13,4%”, — уточнил эксперт.

РБК

A train on a train track with a sky background

EnglishRussian