loader image

ЛИДЕРЫ ЕС ПООБЕЩАЛИ ВВЕСТИ НОВЫЕ ТАРИФЫ НА ИМПОРТ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ РФ И БЕЛОРУССИИ

Лидеры Евросоюза пообещали ввести новые санкции против России, а также тарифы на импорт сельхозпродукции из России и Белоруссии в попытках ограничить военные возможности РФ. Об этом говорится в итоговой декларации саммита ЕС по Украине.

“Евросоюз остается готов еще больше ограничить возможности России вести боевые действия, в том числе путем введения новых санкций”, – говорится в документе. Саммит ЕС призвал Еврокомиссию к разработке “новых тарифов на российскую и белорусскую аграрную продукцию”.

Саммит ЕС также потребовал тщательнее соблюдать санкции и осудил те страны мира, которые продолжают вести нормальную экономическую деятельность с Россией, невзирая на западные рестрикции.

ТАСС

bunch of red apple on grass field

ГРУЗООБОРОТ БОЛЬШОГО ПОРТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ ВЫРОС НА 12%

Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург в январе-сентябре 2024 г. составил 39,7 млн т. Это на 11,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные приводит Ассоциация морских торговых портов.

Несмотря на продолжающееся восстановление грузооборота, отставание от досанкционного 2021 г. составило 14,6% (тогда за три квартала БПСПб обработал 46,5 млн т грузов). Стоит отметить, что по итогам III квартала 2024 г. разрыв по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. не сократился, а, наоборот, увеличился. По итогам I полугодия 2024 г. грузооборот отставал от уровня января-июня 2021 г. лишь на 10%.

Напомним, что Большой порт Санкт-Петербург специализировался на внешней торговле с европейскими странами. После введения санкций по итогам 2022 г. грузооборот порта сократился на 37,5% до 38,8 млн т. За 2023 г. перевалка выросла на 28% до 49,6 млн т, но так и не достигла показателя 2021 г., когда было перегружено 62,03 млн т грузов.

Опрошенные “Ведомостями” эксперты отмечают, что за прошедшие два года в БПСПб была проделана большая работа по запуску новых морских линий с “дружественными” государствами. Это позволило частично возместить потери от санкций, но полного замещения пока не произошло.

Исполнительный вице-президент по морской логистике Noytech Supply Chain Solutions Анастасия Кизулева рассказала, что на показатели грузооборота БПСПб положительно повлияла перегруженность портов Дальнего Востока. Это привело к перераспределению части грузов, в том числе в Санкт-Петербург.

Она также добавила, что часть групп товаров, которые не попадают под западные санкции, продолжает поставляться в Петербург из Европы. “Это подтверждается ростом количества судозаходов в Санкт-Петербург из европейских портов и Южной Америки за последний год”, — прокомментировала Кизулева.

Директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша считает, что существующее отставание от досанкционного периода не удастся полностью восстановить в ближайшее время. Несмотря на это, он обратил внимание на развитие контейнерооборота в Петербурге. “На Дальнем Востоке наблюдается ограниченное количество сервисов, значительный рост тарифов, что, в свою очередь, создает экономические предпосылки для запуска новых и увеличения тоннажа судов на уже имеющихся Deep Sea сервисах из стран Азии до порта Санкт-Петербург”, — рассказал эксперт.

Так, по данным портала InfraNews, контейнерооборот Большого порта Санкт-Петербург в январе-августе 2024 г. (данных за 9 месяцев еще нет) вырос на 42% к аналогичному периоду прошлого года. В результате показатель достиг 907 000 TEU.

Что касается портов Ленинградской области – Усть-Луги, Приморска и Высоцка, то за 9 месяцев 2024 г. они все показали спад грузооборота. Стоит отметить, что в Усть-Луге за январь-сентябрь этого года перевалка снизилась всего на 0,7% до 102,8 млн т, а в Приморске – на 3% до 46,1 млн т. При этом важно отметить, что порты Усть-Луга и Приморск уже превысили досанкционные показатели перевалки.

Генеральный директор компании “Си-Шиппинг” Алексей Гагаринов считает, что оба порта вышли на плато грузооборота. “Они специализируются в первую очередь на массовых экспортных грузах – наливных и насыпных, контракты на перевалку которых заключаются на несколько лет. Поэтому статистика и показывает, что все стабильно, контракты исполняются”, — рассказал он.

Гагаринов добавил, что уровень грузооборота в Усть-Луге вырстет после того, как полностью введут в эксплуатацию универсальный терминал Lugaport (проект ХК “Новотранс”) и модернизируют “Усть-Лужский терминал” (входит в “Глобал Портс”).

Запуск основных мощностей терминала Lugaport намечен на следующий год. Они позволят переваливать 24,3 млн т навалочных, генеральных, зерновых и пищевых грузов с возможностью приема судов с осадкой до 15,5 м. Объем инвестиций в проект составляет 90 млрд руб.

В развитие терминала УЛКТ “Глобал Портс” вложит порядка 50 млрд руб. Однако запуск новых мощностей запланирован только на 2032 г. Ожидается, что грузооборот в 2032 г. вырастет с нынешних 5 млн т до 25 млн т.

Гагаринов уточнил, что порт Высоцк специализируется на разных видах экспортных грузов: нефть, уголь, сжиженный природный газ и зерно. “Думаю, что это нелинейное снижение, а технологическое, и порт Высоцк снова начнет показывать рост”, — резюмировал он.

Ведомости

stack of cargo trailer

КОНТРОЛЬ ЗА «ЛОЖНЫМ ТРАНЗИТОМ» УЖЕСТОЧАТ

Правительство разрабатывает механизм, который поможет бороться с “ложным транзитом” импортных товаров. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2025-2027 годы.

“Вопросы сокращения теневого ввоза действительно прорабатываются. Цель этой работы – борьба с недобросовестными участниками рынка и выравнивание условий конкуренции для бизнеса, который работает “вбелую”, уплачивая все импортные платежи”, – сообщили “РГ” в пресс-службе минфина.

В ведомстве уточнили, что о конкретных параметрах пока говорить преждевременно.

Российская газета

white trailer truck on road

МИШУСТИН: ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР СЕВЕР – ЮГ ОТКРОЕТ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ТОРГОВЛИ

Международный транспортный коридор Север – Юг откроет новые возможности для торговли и бизнеса. Такое мнение премьер-министр РФ Михаил Мишустин высказал, выступая на заседании Совета глав правительств стран ШОС.

Мишустин: транспортный коридор Север – Юг откроет новые возможности для торговли

“Россия вместе с партнерами по СНГ и Ираном продвигает международный транспортный коридор Север – Юг. Проводим целый комплекс мероприятий по модернизации и реконструкции инфраструктуры железнодорожных, автомобильных и морских перевозок. Это откроет новые возможности для торговли, даст дополнительные преимущества бизнесу”, – сказал он.

Мишустин подчеркнул, что работа по обеспечению транспортной связанности стран ШОС и выстраиванию надежных и эффективных логистических маршрутов является приоритетом. “Максимально используя транзитный потенциал как по направлению Восток – Запад, так и по направлению Север – Юг, мы сможем нарастить грузопотоки, сделать поездки удобнее для граждан”, – подытожил он.

ТАСС

aerial photo of pile of enclose trailer

В РОССИИ ОБРАЗОВАЛАСЬ ОСТРАЯ НЕХВАТКА СКЛАДОВ

В России образовалась острая нехватка складов — доля свободных площадей опустилась ниже 1%, узнали “Известия”. Причина — переориентация логистики на восточные и южные направления, рост интернет-торговли и сокращение строительства таких помещений.

По данным консалтинговых компаний, заполненность площадей приводит к тому, что растет средневзвешенная ставка аренды. Кроме того, дефицит складов тормозит логистику и приводит к повышению стоимости товаров. Пока выход может быть в развитии аутсорсинга, который позволит снизить загруженность складов до 85%, полагают эксперты.

На какие склады растет спрос в России

Дефицит складов, сложившийся в России, тормозит логистику и повышает цены на потребительские товары. Об этом “Известиям” рассказали участники рынка и ритейлеры. По данным консалтинговой компании NF Group, доля свободных площадей сегодня минимальна во всех регионах страны и не превышает 1%. По данным FM Logistic, она и того меньше — 0,5%. По словам управляющего директора 3PL-оператора NC Logistic Гарольда Власова, этот показатель находится на околонулевом уровне при возрастающем спросе.

По данным Boxberry, в Москве и Московской области всего от 0,4 до 0,8% свободных складских площадей. В основном они расположены в отдаленных районах, куда неудобно добираться, рассказал “Известиям” директор производственного департамента компании Андрей Соколов.

Объем аренды до конца 2024 года, согласно заключенным контрактам, составит около 7 млн кв. м, тогда как неудовлетворенный спрос в 2024–2025 годах достигнет 9,7 млн кв. м, сообщается в обзоре ПЭК, Tablogix и NF Group. На фоне дефицита предложения растет средневзвешенная ставка аренды. По словам коммерческого директора “Скиф-Карго” Михаила Коптева, она колеблется в районе 10–12 тыс. рублей за 1 кв. м в год. Для сравнения: в 2022 году стоимость аренды составляла 5 тыс. рублей.

По данным NF Group, если в Москве за девять месяцев 2024 года аренда складов класса А (одного из самых высоких) увеличилась на 47%, до 11 тыс. рублей за 1 кв. м, то в регионах рост меньше — на 37%, до 9,15 тыс. рублей за “квадрат”. Правда и там прогнозируется увеличение до 10 тыс. рублей.

— Рост спроса на складские мощности происходит параллельно со снижением скорости и объемов строительства новых складов, — рассказал “Известиям” руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic Артем Хомышин.

Расходы на строительство растут из-за высокой ключевой ставки ЦБ и удорожания материалов. В таких условиях застройщики снижают риски и фокусируются на проектах build to suit, то есть возводят помещения под конкретного заказчика, отметил участник рынка.

Дефицит складских площадей сказывается на удлинении сроков оборачиваемости товаров, замедляет логистические процессы, что приводит к задержкам в доставке, добавил Михаил Коптев. Компании испытывают сложности в хранении и управлении запасами. Это повышает себестоимость товаров для конечного потребителя, уточнил участник рынка.

По данным FM Logistic, динамика стоимости аренды складов за 2024 год повысила расходы ритейла на 15–20%, что обернулось удорожанием продукции на 1–2%.

— Чтобы избежать снижения рентабельности, бизнес перекладывает растущие затраты в цены на продукцию, — отметил Артем Хомышин.

По информации ассоциации перевозчиков “АвтоГрузЭкс”, доля складской логистики в стоимости конечных товаров составляет 2–5%.

“Известия” направили запросы в Минпромторг и Минтранс.

Почему строительство складов затормозилось

Одна из главных причин роста спроса на склады — переориентация логистики с западных направлений на восточные и южные, а также удлинение маршрутов поставок и нестабильность платежей между Россией и иностранными партнерами, отмечают участники рынка.

— Компании наращивают складские запасы, чтобы минимизировать риски нехватки продукции из-за сбоев в доставке и проблем с оплатой товаров, — рассказывает “Известиям” президент ассоциации “АвтоГрузЭкс” Вадим Филатов.

Влияют и другие факторы. По информации фулфилмент-оператора складов “Бета ПРО”, недостаток площадей для хранения вызван ростом электронной коммерции.

— Для обработки интернет-заказов требуется больше площадей, чем для работы с оптовыми отгрузками, — рассказал “Известиям” директор по развитию этой компании Артем Смирнов. — Рынок складской недвижимости не успевает за растущим спросом со стороны онлайн- и офлайн-ритейла.

По оценке Data Insight, в 2023 году объем продаж на рынке e-Commerce вырос на 49% и достиг 7,7 трлн рублей.

Больше всего складских площадей, по данным NF Group, занимают классические ритейлеры (28%) и продавцы товаров народного потребления (19%). Поставщики автозапчастей, фармацевтики и e-Commerce снимают примерно по 9% складов каждый.

— В России много старых складов, не соответствующих современным требованиям по безопасности, инфраструктуре и энергоэффективности, — рассказал Михаил Коптев. — Строительство новых комплексов требует больших инвестиций, которые не всегда доступны для девелоперов.

Антироссийские санкции усложнили доступ к материалам и технологиям, что также повлияло на строительство и доступность складских помещений, отметил участник рынка.

— Девелоперы на 2024 год запланировали ввод в эксплуатацию 5,8 млн кв. м складских помещений, но этих объемов по-прежнему недостаточно, чтобы удовлетворить спрос, который в первом полугодии 2024-го вырос в среднем на 40%, — рассказал “Известиям” коммерческий директор логистического оператора МОЛКОМ Евгений Смирнов.

По его словам, дефицит останавливает операционные возможности ритейлеров и сдерживает масштабирование их бизнеса.

— Если на рынок придут новые крупные игроки или уже присутствующие компании увеличат объемы производства, они смогут получить новые складские площади только двумя способами. Это строительство собственных ангаров или передача логистики на аутсорсинг 3PL-операторам, — добавил Гарольд Власов.

Переориентация 50% российских компаний с собственных 3PL-складов на аутсорсинг позволит снизить дефицит площадок по всей России на 4–16% и сократить расходы на 15–35%, отмечается в исследовании ПЭК, Tablogix и NF Group.

— Правда, складским аутсорсингом в России до сих пор пользуются не более 10% компаний, и это в четыре раза ниже, чем в странах Евросоюза, где этот показатель варьируется от 40 до 60%, — рассказал директор ПЭК: 3PL Иван Масалов.

Масштабирование таких операций позволит снизить заполненность складов по всей России примерно до 85%, считают участники рынка.

Дефицит площадей можно преодолеть при комплексной поддержке государства, то есть при налоговых льготах для девелоперов, а также запуском промышленной ипотеки для строительства складов под 3–4% годовых, полагает Вадим Филатов.

Известия

yellow and black fork lift

АМУРСКИМ ФИЛИАЛОМ ФГБУ «НЦБРП» ПРОВЕРЕНО ПОЧТИ 7,4 ТЫС. ТОНН БАНАНОВ ИЗ КИТАЯ

С 9 января по 7 октября 2024 года специалистами Амурского филиала подведомственного Россельхознадзору ФГБУ «НЦБРП» исследовано 343 пробы бананов из КНР, отобранные от партий общим объемом почти 7,4 тыс. т.

В частности, за сентябрь проведены лабораторные испытания 24 проб импортных бананов от партий объемом порядка 500 т.

Пробы были отобраны на складе временного хранения ТЛТ «Каникурган» сотрудниками Органа инспекции Учреждения и инспекторами Управления Россельхознадзора по Амурской области и Республике Саха (Якутия).

В лаборатории проведены энтомологические исследования, по результатам которых карантинных вредных насекомых не выявлено. Фрукты данного вида соответствовали установленным нормам.

Сведения о проведенных исследованиях доведены до территориального Управления Россельхознадзора.

Россельхознадзор

yellow banana fruit on black textile

ЭКСПЕРТЫ ОБСУДИЛИ ОЧЕРЕДНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ СТРАН ЕАЭС, КАСАЮЩИЕСЯ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ

10 октября под председательством заместителя директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Григора Оганяна состоялось заседание рабочей группы по таможенному декларированию при профильном Консультативном комитете Евразийской экономической комиссии.

Эксперты государственных органов и бизнес-сообществ стран Евразийского экономического союза обсудили ряд инициативных проектов и предложений стран Евразийского экономического союза, направленных на дальнейшее совершенствование таможенного декларирования товаров.

Рассматривались вопросы оптимизации сведений в декларации на товары о контейнерах для повышения эффективности таможенного контроля и снижения количества проверок. Кроме того, обсудили внесение изменений в инструкцию о порядке использования транспортных, коммерческих и иных документов в качестве декларации на товары, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, а также условия их помещения под такую процедуру.

Порядок заполнения декларации на товары утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.

Инструкция о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары утверждена пунктом 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 263.

Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 329 утверждён перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру.

Решением Совета ЕЭК от 29.05.2024 N 55 определены особенности перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров, предназначенных для использования в официальных международных спортивных мероприятиях, условия их помещения под специальную таможенную процедуру и порядок ее применения.

TKS.RU

selective focus photography of brown boxes on gray shelf

В РФ КОЛИЧЕСТВО АЭРОПОРТОВ К 2030 ГОДУ ВЫРАСТЕТ ДО 242

Количество аэропортов в России к 2030 году вырастет до 242 за счет авиаузлов Донбасса и Новороссии.

Об этом сообщил журналистам по итогам совещания по вопросу заключения концессионных соглашений в рамках проекта “Развитие опорной сети аэродромов” вице-премьер РФ Виталий Савельев.

“У нас в стране сегодня 228 аэропортов. К 2030 году их будет 242. Я считаю аэропорты новых территорий, которые, я думаю, к этому времени мы задействуем”, – сказал он.

Вице-премьер также напомнил о планах по реконструкции и строительству 75 аэропортов до 2030 года. На эти цели направлено 250 млрд рублей. Ранее на совещании он сообщил, что в России планируется реконструкция 28 аэродромов с использованием механизма концессии. По его словам, использование данного механизма позволит привлечь более 100 млрд рублей внебюджетных средств.

ТАСС

a rocket flying in the sky

В СВЕРДЛОВСКУЮ ОБЛАСТЬ ВПЕРВЫЕ ВВЕЗЕНО 3,7 ТОНН РАСТИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ИЗ ТАИЛАНДА

7 октября 2024 года в аэропорт Кольцово (г. Екатеринбург) из Таиланда поступило 3,7 т подкарантинной продукции: папайя, листья лайма, перец чили, спаржа, лемонграсс, грибы шимиджи.

Груз поступил в сопровождении фитосанитарного сертификата, удостоверяющего соответствие продукции требованиям страны-импортера.

Специалистами Уральского межрегионального управления Россельхознадзора и Екатеринбургского филиала ФГБУ «ВНИИЗЖ» в отношении ввезенной подкарантинной продукции проведены мероприятия по контролю, включающие в себя досмотр с отбором образцов, проведение исследования и экспертизы.

По результатам исследований, продукция свободна от карантинных объектов.

Россельхознадзор

fruit lot on ceramic plate

ТОВАРООБОРОТ РФ И ИРАНА РАСТЕТ, НО ЕЩЕ НЕ ОТЫГРАЛ ПРОШЛОГОДНЕЕ ПАДЕНИЕ

Тенденции во взаимной торговле России и Ирана хорошие, товарооборот показывает рост, сообщил президент России Владимир Путин.

“В этому году мы наблюдаем рост товарооборота. Правда, он не отыграл определенное падение прошлого года. Но тенденция хорошая”, – отметил Путин на встрече в пятницу с президентом Ирана Масудом Пезешкианом.

“Мы активно работаем вместе на международной арене, и наши оценки происходящих событий в мире часто очень близки”, – добавил российский президент.

Интерфакс

the flag of the country of iraq flying in the sky

EnglishRussian