loader image

ЭСТОНИЯ ХОЧЕТ ОСЛОЖНИТЬ ДЛЯ РОССИИ СУДОХОДСТВО В ФИНСКОМ ЗАЛИВЕ

При этом морские границы Эстонии и находящейся на северном берегу залива Финляндии установлены так, что в некоторых районах между ними остается всего лишь трехмильный коридор международных вод.

Латвия вслед за Эстонией и в знак солидарности с ней объявила, что понизит уровень дипломатических отношений с Россией. Об этом сообщил 23 января министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич. Послу России 23 января было предписано покинуть Эстонию до 7 февраля. До этого Россия выслала посла Эстонии Маргуса Лайдре. Поводом стало требование Таллина от 11 января радикально снизить состав диппредставительства. Политического диалога между Россией и странами Балтии нет уже много лет, поэтому сейчас происходит приведение формы в соответствие с содержанием, говорит шеф-редактор аналитического портала RuBaltic.ru Александр Носович.

При этом эскалация на балтийском направлении происходит с начала года. Правительство Эстонии сейчас прорабатывает юридическую позицию по дополнительной прибрежной “прилежащей зоне” в Финском заливе в пределах 24 морских миль (44,4 км) от исходной линии территориального моря страны (12 миль), заявил министр иностранных дел Урмас Рейнсалу 17 января (цитата по ERR). “Введение прилежащей зоны позволило бы Эстонии осуществлять контроль за соблюдением своих правовых норм, касающихся таможенных и налоговых вопросов, иммиграционных вопросов, санитарной сферы, а также защиты археологических предметов”, – заявила глава бюро международного права министерства иностранных дел Кристи Ланд.

При этом морские границы Эстонии и находящейся на северном берегу залива Финляндии установлены так, что в некоторых районах между ними остается всего лишь трехмильный коридор международных вод. Осложнения с режимом судоходства в Финском заливе для России неочевидны и зависят в том числе от позиции Хельсинки, говорит партнер адвокатского бюро NSP и эксперт по международному праву Сергей Гландин. Исходя из современного состояния регулирования судоходства в заливе Финляндия в отличие от других балтийских государств не заявляла о желании установить и прилежащую зону, напоминает Гландин. Пространство за пределами 12-мильной зоны территориального моря – это не акватория государства, а пространство под его юрисдикцией, где могут курсировать суда страны – пограничные, таможенные, где государство может осуществлять контроль для защиты уже собственно 12-мильного пояса, поясняет Гландин.

В теории Эстония может своим внутригосударственным актом объявить этот пояс между ней и Финляндией своей прилежащей зоной, расположить там свои корабли, говорит эксперт. Но полностью Таллин не сможет таким шагом ограничить для России судоходство, если Финляндия выразит протест. Кроме того, в международном морском праве высока роль обычая: с 1991 г. установился соответствующий коридор в Финском заливе, где свободно ходят суда в Санкт-Петербург и обратно, отмечает юрист. Для отказа от этого обычая должны быть очень веские основания, подчеркивает Гландин.

Наконец, суть прилежащей зоны – это контроль над судами, что идут в порты непосредственно страны, объявившей о ней, а именно Эстонии, а не мимо, продолжает эксперт. Нельзя на основании этой зоны нарушать обычай и ограничивать свободу судоходства, заключает Гландин.

Ведомости

ГРАНИЦЫ ТОРОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ БУДУТ РАСШИРЕНЫ

Границы четырёх территорий опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке будут расширены за счёт включения дополнительных земельных участков. Соответствующие постановления подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин.

Расширение территорий позволит создать условия для запуска новых инвестиционных проектов, отмечается в сообщении пресс-службы правительства.

В Сахалинской области благодаря расширению границ ТОР «Южная» начнётся строительство цементного завода, агропромышленного парка с распределительным центром в Южно-Сахалинске и многофункционального морского порта с нефтяным, газовым и угольным терминалами.

Ожидается, что суммарный объём инвестиций в создание этих объектов составит 42,6 млрд рублей и даст возможность открыть около 1,1 тыс. новых рабочих мест.

Также согласно постановлению правительства, будут расширены границы ТОР «Южная Якутия», ТОР «Михайловский» и ТОР «Якутия».

В составе ТОР «Южная Якутия» появится угольный кластер, который разместится на территории Нерюнгринского и Олёкминского районов Якутии. К 2027 году там построят обогатительную фабрику, куда будет поступать уголь с Сыллахского месторождения.

Планируется, что реализация этого проекта позволит дополнительно привлечь не менее 15,7 млрд рублей частных инвестиций и создать более 1,1 тыс. рабочих мест.

На новых участках ТОР «Михайловский» в городе Арсеньеве инвестор планирует создать производство упаковочного картона и другой тары из вторичного сырья. Общий объём инвестиций составит около 1,3 млрд рублей, а благодаря его запуску в регионе появится более 140 новых рабочих мест.

ТОР «Якутия» вырастет за счёт земельного участка в Якутске, где предполагается построить четырёхзвёздочный гостиничный комплекс на 150–180 номеров, говорится в пояснительной записке правительства.

SeaNews

Правительство расширяет границы ТОРов на Дальнем Востоке

СЕЗОН ЭКСПОРТА ПЕРСИКА И НЕКТАРИНА ИЗ УЗБЕКИСТАНА ЗАВЕРШИЛСЯ С РЕКОРДНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ

Как показывает статистика прошлых лет, сезон экспорт персика и нектарина из Узбекистана завершается во второй половине либо третьей декаде сентября. Текущий год не стал исключением. За последние десять дней экспорт персика/нектарина из Узбекистана практически отсутствует, что означает завершение сезона экспорта этой продукции.

Нынешний сезон персика/нектарина в Узбекистане отличился относительно низкими ценами, резким увеличением объема отгрузок на внешние рынки и рекордной экспортной выручкой, отмечают аналитики EastFruit.

Еще в середине июня 2022 года EastFruit писал об успешном старте нынешнего сезона экспорта персика и нектарина из Узбекистана. Отгрузки первых партий этой продукции начались в третьей декаде мая – в тот же период, когда появились первые оптовые партии на внутреннем рынке. В третьей декаде мая и первой половине июня 2022 года объем экспорта персика/нектарина из Узбекистана в натуральном выражении в 3 раза превысил показатель аналогичного периода 2021 года! Тому способствовало резкое снижение оптовых цен на эту продукцию на внутреннем рынке в начале сезона массового сбора урожая 2022 года. Такая динамика цен наблюдалось и в прошлом году, однако в нынешнем году темпы падения цен в начале сезона массового сбора урожая персиков и нектаринов оказались куда выше, чем в 2021 году. Напоминаем, что нынешний сезон массового сбора урожая персиков и нектаринов в Узбекистане стартовал в первой декаде июня, примерно на неделю раньше, чем в прошлом году.

По мнению участников рынка и производителей этой продукции, падение цен было связано с высоким урожаем ранних сортов и оптимистичными ожиданиями по урожаю среднеспелых сортов, и как следствие – растущими объемами предложения на внутреннем рынке. В свою очередь, это означало, что погодные аномалии, наблюдавшиеся в Узбекистане в марте текущего года и нанесшие значительный ущерб урожаю миндаля, черешни и абрикоса – практически не повлияли на урожай персика и нектарина.

Начиная со второй декады июня по 10 июля 2022 года, наблюдалась такая же понижательная динамика оптовых цен на персик/нектарин в Узбекистане, но средние оптовые цены были на 20-35% ниже, чем прошлогодние уровни.

Далее история с ценами снова повторилась, т.е. динамика оптовых цен с 15 июля по 5 августа 2022 года была весьма схожа с прошлогодней. Но средние оптовые цены в нынешнем году все же были ниже прошлогодних уровней в среднем на 8%.

Однако существенное отличие движения оптовых цен на персик/нектарин в Узбекистане от прошлогодней динамики стало проявляться, начиная с середины августа 2022 года. Если в прошлом году наблюдалась растущая тенденция в этом периоде, то в нынешнем году цены продолжали снижаться, что неоднократно отмечали аналитики EastFruit. В результате, разрыв с прошлогодними уровнями увеличивался, и с середины августа по конец сентября 2022 года средние оптовые цены на персик/нектарин были на 35-55% ниже, чем в аналогичном периоде 2021 года.

В целом, относительно низкие цены на персик/нектарин в сезоне-2022 вследствие более высокого урожая, чем в прошлом году, способствовали наращиванию объемов отгрузок на внешние рынки таким образом, что экспортная выручка от реализации этой продукции оказалась рекордной, как минимум за последние пять лет.

По предварительным данным официальной статистики, с начала мая по конец сентября 2022 года, Узбекистан экспортировал 76,7 тыс. тонн персиков и нектаринов на общую сумму $68,1 млн, что на 38% больше в натуральном выражении и на 55% больше по сумме выручке по сравнению с показателями 2021 года.

Однако необходимо учесть, что из-за относительно низкого урожая персика и нектарина в Узбекистане в сезоне-2021 и высоких цен на внутреннем рынке, объемы экспорта этой продукции были ниже, чем в 2018-2019 гг., не говоря о сравнении с рекордными показателями 2020 года. Поэтому, объемы экспорта в нынешнем сезоне следовало бы сравнить с показателями 2018-2020 гг.

Объем экспорта персиков и нектаринов из Узбекистана в 2022 году в натуральном выражении оказался на 18% больше чем в 2018 году и на 36% больше, чем в 2019 году, но на 6,7% меньше, чем рекордный показатель 2020 года.

Однако по сумме экспортной выручке показатель 2022 года оказался рекордным как минимум за последние пять лет, превысив на 11% предыдущий рекорд 2020 года.

Учитывая резкое снижение объемов экспорта черешни из Узбекистана в 2022 году из-за низкого урожая и высоких цен, можно с уверенностью сказать, что в нынешнем сезоне персик и нектарин займут второе место по значимости в экспортной выручки Узбекистана во фруктовом сегменте, уступив лишь свежему столовому винограду.

Что касается географии экспорта, то в сезоне 2022 года немногим более 99% объема экспорта персиков и нектаринов из Узбекистана были отгружены на рынки стран ЕАЭС. Остальная часть распределилась между странами-импортерами: Туркменистан – 471 тонна, Таджикистан – 42 тонны, Монголия – 14 тонн и ОАЭ – 4 тонны.

East Fruit

ГРУЗИЯ ЗАЯВИЛА, ЧТО БУДЕТ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВОЗОБНОВЛЕНИЕ АВИАСООБЩЕНИЯ С РОССИЕЙ

Возможное возобновление прямого авиасообщения с Грузией со стороны России будет очень важно для проживающих в РФ грузинских граждан, и такое решение республика будет приветствовать.

Об этом в среду заявил председатель правящей партии “Грузинская мечта – Демократическая Грузия” Ираклий Кобахидзе.

“В 2019 году Россия в одностороннем порядке приняла решение о прекращении полетов, это была своего рода санкция в отношении Грузии. От этого пострадали граждане Грузии. Около миллиона человек живут в Российской Федерации, наши соотечественники, этнические грузины, также азербайджанцы, армяне – граждане нашей страны. Конечно, принятое в 2019 году решение очень усложнило их условия [жизни] и положение. Если полеты будут возобновлены, конечно, это очень важно для наших сограждан, и мы будем это приветствовать”, – сказал Кобахидзе в эфире телеканала Imedi, комментируя слова главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что в Москве надеются на скорое возобновление прямого авиасообщения.

Согласно указу президента России Владимира Путина, российским авиакомпаниям с 8 июля 2019 года временно запрещено осуществлять воздушные перевозки в Грузию. С этой же даты вступило в силу решение Минтранса РФ о приостановке полетов грузинских авиакомпаний в Россию. Российские власти пошли на этот шаг после того, как 20 июня того же года несколько тысяч человек устроили в Тбилиси у здания парламента антироссийский митинг. В российском внешнеполитическом ведомстве отмечали, что запрет российским авиакомпаниям осуществлять воздушные перевозки носит временный характер, а главным условием его отмены является стабилизация ситуации в Грузии, прекращение русофобской кампании и исчезновение угроз для безопасности граждан РФ.

ТАСС

САМАЯ БОЛЬШАЯ ПАРУСНАЯ ЯХТА ОТПРАВИТСЯ В ПЕРВЫЙ КРУИЗ ЧЕРЕЗ 3 ГОДА

Самая большая в мире парусная суперяхта «Orient Express Silenseas» отправится в первое плавание в 2026 году. Проект судна разработала частная железнодорожная компания Orient Express, чьи поезда курсируют по всему миру под брендом «Восточный экспресс», в сотрудничестве с международным гостиничным оператором Accor. Яхта будет построена на верфи Chantiers de l’Atlantique во Франции.

Длина трехмачтового судна составит 200 м, высота – 91 м. Яхта с 54 каютами класса люкс сможет принять 120 пассажиров и будет курсировать по средиземноморским и карибским маршрутам. Бронирование кают планируется открыть уже в 2024 году.

«Стоимость строительства суперяхты не разглашается. Но, например, роскошная, также трехмачтовая парусная яхта Джеффа Безоса оценивается более чем в 500 млн евро, а 156-метровая яхта российского миллиардера Алишера Усманова – в 600-750 млн долларов», – пишет Bloomberg.

«Восточный экспресс» – это бренд класса люкс, и это не продукт, а ваши ощущения, – комментирует проект CEO Accor Себастьен Базен. – Так что ожидайте, что каюты будут роскошные, и это будет стоить дороже».

Площадь кают класса люкс составит 70 кв. м, что сопоставимо со средней площадью двухкомнатной квартиры в Нью-Йорке. Шесть люксов на верхней палубе можно будет объединить в президентский люкс площадью 1,5 тыс. кв. м с собственной террасой площадью 530 кв. м.

В распоряжении гостей «Orient Express Silenseas будут два плавательных бассейна, два ресторана, устричный бар, спа-бар, спа-салон, амфитеатр-кабаре и частная студия звукозаписи.

«Orient Express Silenseas» не будет использовать дизельное топливо, заявляют в Orient Express. Судно будет оснащено двигателем, способным работать на СПГ. Яхту оборудуют гибридной силовой установкой и жесткими парусами. Кроме того, судно сможет работать на водороде.

SeaNews

Самая большая парусная яхта отправится в первый круиз через 3 года

ЭКСПОРТ ИТАЛИИ В РОССИЮ В НОЯБРЕ 2022 ГОДА СОКРАТИЛСЯ ПОЧТИ НА 28%

Объем экспорта Италии в Россию в ноябре прошлого года снизился на 27,6% в годовом исчислении. Такую предварительную информацию в среду распространил Итальянский институт статистики.

В годовом исчислении экспорт итальянских товаров и услуг в наибольшей степени увеличился в США (+31,2%), Швейцарию (+54,1%), Францию (+14,2%), Великобританию (+27,6%) и Испанию (+22,4%).

Как поясняет институт, “в первые 11 месяцев 2022 года тенденция роста экспорта была обусловлена, в частности, увеличением продаж” фармацевтических и химико-медицинских товаров и продуктов нефтепереработки.

В целом, в сентябре-ноябре 2022 года экспорт вырос на 1,3%, а импорт сократился на 2,6% по сравнению с предыдущим кварталом. “Объемы импорта снижаются третий месяц подряд из-за сокращения закупок энергоносителей”, – указывают эксперты.

ТАСС

ПЕРСПЕКТИВЫ БРАЗИЛЬСКОГО СОЕВОДСТВА НА 2023 ГОД БОЛЕЕ ЧЕМ ОПТИМИСТИЧНЫ

Бразильская ассоциация производителей растительного масла (ABIOVE) обновила ежемесячную статистику по соевому комплексу в Бразилии и скорректировала прогноз урожая 2023 года

Данные, опубликованные Секретариатом внешней торговли (Secex) и собранные ABIOVE, показывают, что экспортная выручка от соевого комплекса побила новые рекорды в 2022 году, сообщает Пауло Заппа на портале revistacultivar.com.br.

Итоги 2022

Экспорт соевой отруби существенно вырос: с 17,2 млн тонн в 2021 году до 20,4 млн тонн в 2022 году (увеличение на 18%), это самый высокий объем, когда-либо зарегистрированный с тех пор, как ABIOVE начала серию статистических данных с данными за 1999 год.

Соевое масло также показало отличные результаты, увеличившись на 58% по сравнению с 2021 годом, с 1,7 до 2,6 млн тонн. Этот объем едва превышал 2,7 млн ​​тонн в 2005 году. Выручка от международной торговли в бразильским соевым маслом в 2022 году составила почти 4 млрд долларов США.

Что касается бобов, то из-за падения производства и роста спроса на продукты переработки экспорт соевых бобов упал на 8%, до 78,9 млн тонн в 2022 году против 86,1 млн тонн в 2021 году. Однако выручка составила более 46 млрд долларов США.

Накопленные данные с января по ноябрь, основанные на репрезентативной выборке около 85% операций по переработке в стране, показывают, что переработка бразильской сои в 2022 году должна закрыться на уровне 50,4 млн тонн, что на 5,5% больше, чем за тот же период 2021 года, производство может достичь 128,5 млн тонн.

Урожай, переработка и экспорт 2023

Прогнозы ABIOVE на следующий урожай претерпели несколько изменений по сравнению с последним выпуском в декабре 2022.

Производство сои в Бразилии в новом сезоне должно составить 152,6 млн тонн, что является историческим рекордом, хотя чуть ниже первоначально прогнозируемых 153,5 млн тонн.

Тем не менее, ожидания по переработке зерна остаются на уровне 52,5 млн тонн, что является самым высоким показателем за всю историю страны. Стоит отметить, что ABIOVE рассматривает возможность возобновления использования биодизельной смеси 15% с марта в соответствии с графиком, предусмотренным законодательством.

Ожидается, что в этом году экспорт бразильской сои достигнет 92 млн тонн. Объем экспортируемых соевых отрубей остается на уровне 20 млн тонн, а объем соевого масла, предназначенного для международного рынка, должен вырасти с 1,6 млн тонн (первый прогноз) до 1,75 млн тонн.

Наконец, средние цены были изменены на основе прогнозов на 2023 год, так что ожидаемая выручка от экспорта комплексных соевых продуктов в этом году составляет около 64,9 млрд долларов США.

AgroXXI

В БЕЛОРУССИИ ЗАЯВИЛИ, ЧТО УВЕЛИЧАТ ПОСТАВКИ ГРУЗОВ ЧЕРЕЗ 19 ПОРТОВ РОССИИ

Белоруссия для поставки своих грузов задействовала 19 российских портов, поставлена задача нарастить объемы.

Об этом сообщил в четверг журналистам министр транспорта и коммуникаций Белоруссии Алексей Авраменко после совещания у президента по вопросам экспорта.

“Объемы определены на 2023 год. Определены порты, которые будут задействованы. Главная задача – нарастить эти объемы и посмотреть по качеству, цене конечной перевалки, будь то калийных удобрений либо нефтепродуктов. Но проблем с организационной точки зрения на российской территории сегодня нет”, – цитирует Авраменко агентство БелТА. Он уточнил, что Белоруссия для поставки своих грузов “задействовала 19 российских портов”.

По словам министра, в прошлом году между странами подписаны два базовых соглашения о перевалке нефтепродуктов и внешнеторговых грузов, это в первую очередь калийные, азотные удобрения, продукция металлургии и деревообработки. Он отметил, что решить проблему дополнительных затрат из-за расстояния удалось за счет некоторых льготных тарифов. “Если мы говорим про соглашение по нефтепродуктам, мы снивелировали эту разницу путем того, что российские железные дороги предоставили 50 процентную скидку, – ответил министр. – По остальным внешнеторговым грузам работаем над тем, чтобы получить скидку на железнодорожные тарифы и быть конкурентоспособными с теми портами, которые у нас были”.

Собственные порты

Говоря о стремлении Белоруссии строить собственные портовые мощности, Авраменко пояснил, что финансирование такого строительства Белоруссия осуществляет сама с привлечением кредитных ресурсов. “Есть ряд российских банков, которые готовы это кредитовать. Вопрос в том, чтобы получить конечную эффективность от реализации этого проекта. В любом случае это достаточно масштабный проект для страны. Он требует более детального изучения”, – подчеркнул министр.

Со своей стороны первый вице-премьер Белоруссии Николай Снопков отметил, что Белоруссия не испытывает проблем с перевалкой грузов через морские порты, инфраструктуры для этого достаточно. “Сегодня мы обеспечиваем портовой инфраструктурой весь необходимый экспорт Беларуси, на 80% это нефтепродукты и калийные удобрения. У нас достаточно портовой инфраструктуры, чтобы вывозить весь объем экспортируемого продукта”, – подчеркнул Снопков. Белорусскую сторону, по его словам, устраивают условия и по тарифам, и по стоимости перевалки.

“Если нам будут поступать сигналы по поводу прибалтийских портов, в частности Клайпеды и Вентспилса, мы будем думать. Посмотрим на условия, которые предложат нам”, – ответил Снопков.

Ранее правительства Литвы и Латвии аннулировали договор о транзите белорусских удобрений.

Грузоперевозки в Китай

Белоруссия в условиях санкций кратно наращивает железнодорожные грузоперевозки в Китай, в прошлом году отправили 988 контейнерных поездов в КНР, заявил Авраменко.

“В прошлом году отправили 988 контейнерных поездов в Китай. К примеру, калийных удобрений больше миллиона тонн перевезли. Также это пиломатериалы, сухое молоко и ряд других грузов. Здесь у нас устойчивый рост, практически кратный. Плюс еще поток, который сегодня движется через Беларусь в контейнерных поездах: Западная Европа – Китай”, – сказал Авраменко.

По его словам, санкционная политика Запада отразилась на транзите грузов по железной дороге, так как прекратились масштабные поставки российских товаров, например, каменного угля в Европу через Белоруссию. “В доходах железной дороги это составляло практически 30%. Поэтому сегодня мы перестраиваемся в этих подходах”, – отметил министр.

ТАСС

НОВЫЙ ТУРЕЦКИЙ КОНТЕЙНЕРНЫЙ СЕРВИС В НОВОРОССИЙСКЕ

Турецкий линейный оператор Sidra Line в декабре запустил из Стамбула (Амбарли) на Новороссийск новый контейнерный сервис NVX (Novorossiysk Express Service). Согласно расписанию, размещенному на сайте Sidra Line, на сервисе задействовано два контейнеровоза «Commander»» (361 TEU) и «Keremcan» (374 TEU). В Новороссийск судозаходы в соответствии расписанию будут осуществляться на еженедельной основе. Кроме этого в январе в расписании добавляется порт Измит.

Sidra Line была создана в мае 2022 года, ее возглавляет выходец из турецкого подразделения COSCO Shipping Ферек Кахвечи, пишет Splash.

Отметим, что в настоящее время на рынке контейнерном рынке Новороссийска уже работают несколько турецких операторов, такие как Arkas/EMES, Admiral Container Lines, Akkon Lines, Medkon Lines.

SeaNews

ИНДОНЕЗИЯ ИЩЕТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ С ЛОГИСТИКОЙ ДЛЯ ЭКСПОРТА В РОССИЮ

Индонезия ищет решения проблем с логистикой, чтобы экспортировать шины, резину, кофе и чай в Россию, заявил РИА Новости посол страны в РФ Хосе Антонио Морато Таварес.

“Мы уже экспортировали шины в Россию. Сейчас логистика затруднена, но я думаю, что мы найдем способ (продолжить экспорт)”, – сказал он.

“Мы также могли бы экспортировать кофе, чай, пальмовое масло, резину, какао, кокосовую копру (высушенная мякоть кокоса – ред)”, – добавил посол.

РИА Новости

EnglishRussian