loader image

АЛЖИР – ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЛЯ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК?

Россия и Алжир намерены укреплять партнерство в различных сферах. В том числе речь идет о планах сотрудничать в энергетике, транспортной и аграрной областях, фармацевтике и образовании. Это обсуждалось в марте во время визита российской делегации из представителей Совета Федерации в Алжир.

Стороны намерены также наращивать товарооборот. Отметим, что взаимные поставки различных товаров между двух стран в 2021 году составили $3 млрд. Данных за прошлый год в открытых источниках пока нет, однако известно, что показатель несколько снизился. Но стороны планируют это исправить.

В целом Алжир – отличное направление для грузоперевозок. Это самая большая по площади страна в Африке. В ней хорошо развита транспортная система. Поставки товаров внутри страны возможны по ж/д и на авто. Большая часть автодорог там имеет твердое покрытие.

Отправки грузов в международном направлении осуществляются в основном по морю – примерно в 70% случаев. И это неудивительно – страна не севере омывается Средиземным морем. Конечно, есть и автомобильные перевозки, а также по ж/д и на самолетах.

Кроме того, Алжир выразил желание присоединиться к межгосударственному объединению БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика). В перспективе это тоже может сыграть на руку для грузоперевозчиков, поскольку страны БРИКС обсуждают создание единой денежной единицы. Главным образом намерение стран объединения направлено на снижение зависимости от доллара при товарообороте. Новая валюта существенно облегчит оплату при экспортно-импортных операциях. Сейчас они затруднены из-за санкций, накладываемых на российские банки, и ужесточения требований кредитных организаций при проведении платежей в долларах и евро. То есть вступление новых стран в БРИКС и создание этим объединением в будущем новой единой денежной единицы увеличит число направлений, из которых можно без препятствий перевозить грузы.

Следует также отметить, что Алжир активно развивает экспорт своих товаров, в том числе в Россию. Оттуда в РФ поставляют различные продукты питания, в частности, фрукты. Кроме того, текстиль, пластик, химические вещества и другие товары.

Алжир – перспективное направление для грузоперевозок, поскольку в стране хорошо налажена транспортная система. Государство намерено развивать сотрудничество с Россией в разных сферах, в том числе увеличивать товарооборот. Алжир поставляет множество видов продукции в РФ и может стать членом БРИКС, что в перспективе сыграет грузоперевозчикам на руку.

Asia Import group

НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ ДО 2026 ГОДА ПЛАНИРУЮТ РЕКОНСТРУИРОВАТЬ 11 ПУНКТОВ ПРОПУСКА

На Северном Кавказе до конца 2026 года реконструируют 8 воздушных пунктов пропуска, а также 3 пункта пропуска на азербайджанской границе.

Это позволит увеличить пропускную способность на границе округа до 18 млн тонн груза ежегодно, заявил во вторник замминистра транспорта РФ Валентин Иванов, выступая на круглом столе по теме “Развитие транспортно-логистического комплекса и приграничное сотрудничество” на Кавказской инвестиционной выставке.

“В текущем году по границе с Азербайджаном на [пункте пропуска] “Тагиркент – Казмаляр” установим новый портальный досмотровый комплекс. Это позволит кратно увеличить скорость прохождения границы и досмотровых мероприятий, порядка двух минут будет составлять время прохождения одного грузовика. До конца 2026 года мы реконструируем еще 8 воздушных пунктов пропуска и завершим реконструкцию 3 пунктов пропуска на азербайджанской границе. У нас, таким образом, увеличится пропускная способность на границе с Северо-Кавказским федеральным округом (СКФО) еще на 1,3 тыс. грузовых транспортных средств, в целом прирост будет на 18 млн тонн ежегодно”, – рассказал Иванов.

Он пояснил, что на российско-азербайджанской границе завершена реконструкция первого этапа пункта “Яраг – Казмаляр”, где запустили семь дополнительных полос движения. В прошлом году в круглосуточном режиме запустили пункт пропускного “Ново – Филя”, открыли движение на пункте пропуска “Тагиркент – Казмаляр”. “Полосы движения в прошлом году сделали и еще две полосы в начале этого года реконструировали. В целом по границе с Азербайджаном у нас с 2021 года увеличилась пропускная способность более чем в 4 раза – с 400 грузовых транспортных средств ежесуточно до 1,7 тыс. на сегодняшний день”, – добавил спикер.

В целом в СКФО функционируют 14 пунктов пропуска на границе, 11 из которых будут модернизированы по программам Минтранса. “Мы сейчас выполняем программу по реконструкции “Верхнего Ларса”, запустили 38 полос, там на начало реконструкции у нас действовали всего 14 полос, кратно увеличили пропускную способность, в текущем году закончим реконструкцию этого пункта пропуска”, – добавил Иванов.

Кавказская инвестиционная выставка направлена на развитие регионов, входящих в состав СКФО. Мероприятие собирает ключевых инвесторов, инициаторов инвестпроектов, институты развития, банки и руководство регионов Северного Кавказа. Выставка проходит под руководством Министерства экономического развития Российской Федерации, организатором мероприятия является Фонд Росконгресс, стратегический партнер – АО “Кавказ.РФ”. ТАСС является информационным партнером выставки.

ТАСС

ВЛАСТИ ПОДГОТОВЯТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ СТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ЗЕРНА

Минтранс, Минсельхоз и ФАС должны подготовить механизм регулирования цен на транспортные услуги при перевозке сельхозгрузов. Подорожание логистики снижает цены на зерно, которые и так падают на фоне рекордного урожая.

Вопрос роста цен на транспортные услуги и его влияния на рентабельность производства у аграриев, а также продовольственную безопасность страны обсуждался на прошедшем в пятницу, 24 марта, межведомственном совещании, которое провел глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев, рассказали РБК два участника мероприятия. На совещании рассматривались вопросы, касающиеся продовольственной безопасности и стабилизации цен на продовольственные товары.

На совещании министр отметил обострившиеся сложности с логистикой, которые на фоне рекордного урожая могут спровоцировать серьезные риски, рассказал один из собеседников РБК. Речь идет о значительном росте цен на транспортные услуги — он сказывается на закупочных ценах у аграриев, цены продолжают снижаться.

По итогам совещания Патрушев попросил Федеральную антимонопольную службу (ФАС) “оперативно подготовить оценку ценовой ситуации на рынке транспортных услуг по растениеводческим культурам, а также предложения по ее стабилизации”, отмечает собеседник РБК. А Минтранс совместно с Минсельхозом и ФАС в течение двух недель должны сформулировать предложения по механизмам регулирования цен на транспортные услуги.

В Минсельхозе подтвердили РБК, что совместно с заинтересованными ведомствами прорабатывают возможные решения для стабилизации цен на рынке транспортных услуг. Также в ведомстве отметили, что рассматривают вопрос обеспечения внутреннего рынка вагонами-хопперами (предназначены для перевозки сыпучих грузов, прежде всего зерна) и предоставления государственной поддержки экспортерам и участниками сельхозрынка для их приобретения.

В ФАС уточнили, что прорабатывают озвученные на совещании вопросы. РБК направил запрос в Минтранс.

Что происходит с логистикой в АПК

Логистика и сложности с реализацией продукции стали одним из главных рисков, которые беспокоят аграриев в текущем сезоне, сообщали эксперты консалтинговой компании “Яков и партнеры” (ранее McKinsey). На эти сложности обратили внимание 12% специалистов и руководителей АПК, опрошенных экспертами в декабре 2022 года. Проблема больше всего затронула экспортеров зерна — главного продукта российского агроэкспорта, ситуация у которых осложнилась на фоне высокого урожая зерна.

В 2022 году Россия собрала рекордный урожай: по данным Росстата, валовой сбор зерновых составил 153,8 млн т. При этом экспорт зерна в течение почти всего 2022 года отставал от среднегодовых значений. В результате рекордного урожая и связанных с санкциями логистических сложностей в России скопились запасы зерна на 260 млрд руб., оценивал “Яков и партнеры”. Хранение излишков может привести к снижению маржинальности растениеводства, предупреждали аналитики и рекомендовали каждый месяц направлять на экспорт объемы, близкие к рекорду — более 4 млн т зерна.

Рекордный урожай зерновых в 2022 году “внес большой вклад в продовольственную безопасность и экспортный потенциал России”, отмечают в Минсельхозе. Но логистическая инфраструктура подвергается дополнительной нагрузке, что сопровождается значительным ростом цен на транспортные услуги, признают в министерстве.

Основные направления экспорта российского АПК требуют морской перевозки, которая осуществляется главным образом через порты на юге России. Зерно идет в другие страны в основном через порты Азово-Черноморского бассейна: в 2021 года через них было перевалено 39,4 млн т, или около 93% от общего объема перевалки зерновых грузов в российских морских портах. Главные “зерновые ворота” — порт Новороссийск, а также другие глубоководные и мелководные порты этого бассейна удобно расположены рядом с основными зернопроизводящими регионами на юге и в центре России, а через Босфор находятся основные покупатели российского зерна из стран Ближнего Востока, Северной Африки, указывал ранее предправления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. По его оценкам, более 80% зерновых грузов экспортируется именно по этому маршруту.

Cо слов одного из собеседников РБК, на совещании озвучивались данные, согласно которым стоимость логистики для сельскохозяйственных грузов из регионов юга России и Поволжья до Новороссийского порта к концу марта выросла в среднем на 37% по сравнению с прошлым годом. Наиболее заметное удорожание произошло в Ростовской области: логистика автомобильным транспортом из Ростова-на-Дону до Новороссийска с перевалкой в порту выросла в цене на 38,2% (с 3,3 тыс. до 4,6 тыс. руб. за тонну), а из Ростова-на-Дону через Азовское море до порта Кавказ в Керченском проливе с перевалкой в порту — в два раза (с 2,2 тыс. до 4,5 тыс. руб. за тонну). Логистика по железной дороге также подорожала: к примеру, стоимость перевозки из Волгоградской области в Новороссийск железнодорожным транспортом выросла в цене по сравнению с прошлым годом на 35%, с 2,4 тыс. до 3,3 тыс. руб. за тонну.

Помимо уже традиционных для этого сезона высоких ставок фрахта за перевозку грузов морским путем экспортеры зерна отмечают рост стоимости внутренних перевозок — автотранспортом в среднем на 50%, а по железной дороге — в два раза, говорит другой собеседник РБК. Наряду с серьезным ростом транспортных тарифов рынок сталкивается и с дефицитом вагонов-хопперов (зерновозов), отмечает он. “По вагонам некоторые трейдеры уже получили уведомление об очередном повышении ставок с 1 апреля”, — указывает он.

Способ логистики зависит от транспортного плеча — чем оно длиннее, тем больше зерна перевозится по железной дороге, объясняет Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза. По его словам, транспортировка подорожала в зависимости от плеча от 0,5 тыс. до 2 тыс. руб. “Увеличение стоимости логистики объясняют ростом издержек, но издержки растут и у нас, при этом цены нам поднять не удается”, — указывает он.

Вопрос с автоперевозками стоит менее остро — на этом рынке много игроков, и он вполне конкурентный, но это касается только юга России, где короткое логистическое плечо позволяет обходиться практически без железнодорожных перевозок, отмечает Зернин. В других регионах, где возможность автоперевозок до экспортных портов ограничена длиной логистического плеча, экспортеры вынуждены использовать железнодорожный транспорт — ставки на вагоны индексировались уже три раза.

Почему подорожание логистики критично для аграриев

Увеличение логистических затрат становится фактором снижения закупочных цен у аграриев, что может негативно сказаться на рентабельности производства и доходности сельхозтоваропроизводителей, а в перспективе — повлиять на стабильность рынка и продовольственную безопасность, признают в Минсельхозе.

Согласно данным, которые приводит один из участников совещания, в Волгоградской, Пензенской и Самарской областях удорожание логистики снизило закупочную цену зерна в среднем примерно на 1 тыс. руб. В Ростовской области из-за роста стоимости транспортных услуг цена закупки зерна упала на 2,3 тыс. руб. (расчетная цена закупки зерна у сельхозпроизводителей с учетом логистики составляла в этом регионе по состоянию на 23 марта 9,1 тыс. руб.).

Рост транспортных издержек отражается на снижении закупочной активности и ценах в регионах — это чревато тем, что аграрии не смогут продать экспортерам излишки урожая даже по сегодняшним ценам, согласен Зернин.

Почему растет себестоимость производства зерна

Среди факторов, которые влияли на этот рост еще в 2021 году, было увеличение цен на средства защиты растений, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы и топливо, складские услуги, транспортные расходы и логистические затраты, а также установление экспортной пошлины, перечисляла руководитель Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Минфина Инна Рыкова.

В начале 2022 года большинство экспертов прогнозировали дальнейший рост себестоимости производства зерновых культур на 20–25% и, соответственно, снижение рентабельности производства, отмечает Рыкова. Но в условиях внешнеэкономических санкций рост оказался выше — это обусловлено удорожанием кредитных ресурсов за счет повышения ключевой ставки, ростом цен на средства защиты растений, минеральные удобрения, поддержание или обновление парка сельскохозяйственной техники, который сильно зависит от импортных поставок. В текущих условиях полной перенастройки логистических цепочек поставок, экспортной пошлины, значительного снижения цен производителей на зерновые на внутреннем рынке, нехватки складов для хранения урожая, рост себестоимости продолжится и в 2023 году, что негативно скажется не только на финансово-экономическом состоянии большинства производителей зерна, но и в целом отрицательно повлияет на развитие рынка зерна в России, прогнозирует эксперт.

Цены на зерно снижаются из-за комплекса причин, указывает Злочевский. По его словам, в прошлом году тонна пшеницы четвертого класса стоила около 15–16 тыс. руб. Сейчас ее стоимость на юге России — около 11 тыс. руб., а в отдаленных регионах цены у сельхозпроизводителей упали ниже себестоимости — до 9 тыс. руб. за тонну, а цена фуражной пшеницы доходит вообще до 7 тыс. руб. По его словам, транспортные услуги составляют около 20–30% в себестоимости зерна — 2–3 тыс. руб. при средней цене пшеницы четвертого класса 9–10 тыс. руб. за тонну. “На юге России, где себестоимость производства ниже, а урожайность выше, ситуация выглядит более-менее, но во многих регионах — в Поволжье, на Урале, в Сибири — продажа уже идет в убыток”, — говорит эксперт.

Меры по стабилизации цен на транспортные услуги “однозначно нужны”, считает Злочевский. “Есть железный метод, который позволит исправить плачевную ситуацию по рынку, — просто отменить экспортную пошлину на зерно”, — говорит он. В Минсельхозе, впрочем, неоднократно отмечали, что не видят оснований для отмены экспортной пошлины на зерно. “Я считаю, что пошлина сама себя регулирует, никаких корректировок до конца этого сельхозгода вносить не стоит. Пошлина должна действовать”, — говорил в начале марта глава Минсельхоза. Зернин предлагает сначала разобраться с тарифами и ценообразованием на транспортировку сельхозпродукции, а в долгосрочной перспективе — простимулировать инвестиционный процесс для обеспечения зерновой отрасли необходимым подвижным составом и развития конкуренции на рынке перевозок сельхозпродукции.

РБК

КОМПАНИЯ EARTH MARKET РАЗРАБОТАЛА НОВЫЙ СОРТ ЗЕМЛЯНИКИ САДОВОЙ MARVELLA

В этом году копания Earth Market представила на рынке новый сорт земляники садовой (клубники) Marvella. Новинка выделяется среди других сортов ранней и ремонтантной ягоды особенно интенсивным ароматом. Кроме того, первый урожай ягоды показал высокое содержание сахаров по шкале Brix. Новый сорт уже заинтересовал первых потребителей и специалистов по дистрибуции.

В настоящее время объемы продаж ограничены, но компания планирует значительно расширить производство в следующем сезоне.

По мнению представителей компании Earth Market, Marvella обладает большим потенциалом. Первые отзывы как от производителей, так и от дистрибьюторов только подтверждают многочисленные преимущества этого сорта перед конкурентами. Недостатка в ранних сортах земляники садовой нет, но этот сегмент остро нуждается в ягоде с яркими вкусовыми качествами.

К другим преимуществам нового сорта относятся гарантированное раннее созревание, стабильный размер ягод, регулярность плодоношения и высокая урожайность. Кроме того, растения непрерывно цветут в течение всего сезона созревания и имеют длительный производственный цикл, что также является преимуществом для производителей земляники садовой.

Хотя в этом году новый сорт ягоды будут выращивать на юго-западе и юго-востоке Франции, его можно высаживать и в северных регионах. Сорт быстро адаптируется к различным условиям выращивания. В текущих условиях выращивания ягоды сорта Marvella будут доступны потребителям с начала марта до конца мая/начала июня.

FruitNews

Фотографии Белой Клубники

МИНТРАНС ГОТОВИТ ПРОЕКТ О ЕДИНОЙ ЦИФРОВОЙ СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ВЕСА И ГАБАРИТОВ ГРУЗОВИКОВ

Министерство транспорта РФ разрабатывает законопроект о введении в России единой автоматизированной системы весогабаритного контроля большегрузов. Об этом говорится в официальном ответе Минтранса на запрос главы комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова.

В запросе сенатор, ссылаясь на данные Счетной палаты РФ, отметил, что на 1 февраля 2022 года из 439 пунктов весогабаритного контроля не функционировало 219 (51%), при этом из 270 среди автоматических пунктов весогабаритного контроля не функционировало 157 (58%). Как заявлял Кутепов, недостаточный контроль на дорогах из-за малой численности сотрудников Ространснадзора и нефункционирующих пунктов весогабаритного контроля приводит к тому, что “каждый десятый грузовой автомобиль едет с нарушением допустимых нагрузок”.

“Минтрансом России готовится проект федерального закона, предусматривающий закрепление в [действующем] законодательстве положений о единой автоматизированной системе весогабаритного контроля, которым предполагается в том числе: интеграция всех пунктов весогабаритного контроля в Российской Федерации в единый контур, регламентирование информационного взаимодействия со смежными системами, агрегация сведений обо всех нарушениях весогабаритных параметров”, – говорится в документе за подписью первого заместителя министра транспорта РФ Андрея Костюка.

“Таким образом, проектируемое регулирование позволит обеспечить непрерывный мониторинг функционирования каждого из автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств”, – добавили в ведомстве.

Согласно документу, Минтранс России считает установку автоматических пунктов контроля приоритетным направлением контроля за движением тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. Эта мера поможет организовать контроль всего транспортного потока, проходящего через пункты, фиксацию весогабаритных параметров без снижения скорости движения транспортных средств с целью оптимизации процесса перевозки грузов и остановки авто. Кроме того, как подчеркивают в ведомстве, установка автоматических пунктов обусловлена отсутствием человеческого фактора в процессе контроля с целью снижения коррупционных рисков.

“Внедрение автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования в совокупности с передвижными и стационарными пунктами весового и габаритного контроля обеспечит неотвратимость наказания за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а размеры штрафов, установленные КоАП, будут стимулировать владельцев к соблюдению законодательства в данной сфере”, – отмечают в ведомстве.

ТАСС

ФЕРМЕРЫ БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЫ ПРОГНОЗИРУЮТ ПРОБЛЕМЫ С ЭКСПОРТОМ МАЛИНЫ

Производители малины в Боснии и Герцеговине делают неутешительные прогнозы на предстоящий ягодный сезон. Среди ключевых проблем выделяется неполная оплата за поставки прошлого урожая, а также большой объем замороженной малины прошлого сезона на складах.

“Ситуация сейчас крайне сложная. Возможно, самая сложная с начала истории выращивания малины в наших краях. В особенно тяжелых обстоятельствах находятся фермеры нашего региона – вблизи Железно-Поля, где зарождалось производство малины после войны. Большинство холодильников, по имеющейся у меня информации, не смогли экспортировать имеющуюся продукцию, так как на рынке не было запросов на экспорт. Это привело к разрушению сотрудничества с производителями ягоды, так как не публиковались цены реализации продукции, не осуществлялись выплаты по контрактам, не соблюдались условия договоров и обязательства по отношению к производителям, которые ранее были приняты”, – заявил Эмир Тутник, президент Ассоциации фермеров Зеницко-Добойского кантона.

Он подчеркнул, что в соответствии с ранее заключенными договорами, производители малины должны были уже получить полную оплату за все поставки прошлого сезона.

FruitNews

ПЕРУ ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД СОХРАНЯЕТ ЛИДЕРСТВО ПО ЭКСПОРТУ ГОЛУБИКИ

Четвертый год подряд Перу остается крупнейшим экспортером голубики в мире. По итогам 2022 года, объем поставок голубики на внешний рынок составил в денежном выражении 1,36 млрд долларов США.

По данным Центра глобальных исследований бизнеса и экономики Ассоциации экспортеров страны CIEN-ADEX, Перу превзошла по объемам экспорта США, а также другие страны, такие как Испания, Канада и Марокко.

В последние годы в стране увеличилось как количество регионов-производителей свежей ягоды, так и общая площадь плантаций. В период с 2020 по 2021 годы объемы экспорта увеличились на 172%, достигнув 1,2 млрд долларов США.

Производители голубики в Перу в последнее время значительно расширили линейку выращиваемых сортов. Сейчас в Перу выращивается более 65 сортов этой культуры. При этом на долю сортов Ventura и Biloxi приходится около 58% от общего объема производства. Также перуанские производители выращивают голубику таких сортов, как Rocío, Emerald, Sekoya Pop, Atlas Blue и Sekoya Beauty.

Представители отрасли подчеркивают важность продолжения совместной работы государственного и частного секторов в сферах организации торговых миссий на международные выставки и проведения мероприятий, направленных на развитие сбытовых цепочек для перуанской голубики в мире.

По предварительным прогнозам, рост поставок на внешний рынок продолжится и в этом году, поскольку январские продажи уже превысили 72 млн долларов США, что на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

США остаются основным импортером перуанской голубики, на долю этой страны приходится 51% всего объема экспорта. В общей сложности в этом направлении за январь 2023 года было поставлено продукции на сумму 31 млн долларов США. На втором месте – Нидерланды (19,5 млн долларов или 27% всего экспорта). Объем поставок в данную страну выросли на 10,5%.

Другими странами-импортерами, входящими в первую десятку, являются Великобритания (6 млн долларов за январь), Китай (6 млн долларов), Гонконг (2 млн долларов), Таиланд, Ирландия, Испания, Израиль и Бразилия.

FruitNews

СТРАНЫ G7 МОГУТ ВВЕСТИ ПОЧТИ ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ НА ЭКСПОРТ В РОССИЮ

Под запрет подпадут любые поставки товаров в Россию из стран “семерки” и, возможно, Евросоюза. Исключения наверняка будут сделаны для медикаментов и продовольствия.

“Большая семерка” может ввести “почти тотальный” запрет на экспорт в Россию. Мера обсуждается союзниками Украины и может быть согласована на майском саммите G7, утверждает Bloomberg.

В таком случае под запрет подпадут любые поставки товаров в Россию из стран “семерки” и, возможно, Евросоюза. Сообщается, что исключения наверняка будут сделаны для медикаментов и продовольствия.

“США и союзники Украины рассматривают почти тотальный запрет на экспорт в Россию”, — пишет в заголовке Bloomberg. Суть плана состоит в том, чтобы развернуть существующий режим ограничений. Сегодня члены “Большой семерки” и Евросоюз разрешают экспорт в Россию всех товаров, кроме списка запрещенных. По данным агентства, в случае утверждения нового формата санкций все будет наоборот: экспорт в Россию будет запрещен для всех товаров, кроме списка разрешенных. Сообщается, что запрет вряд ли коснется медикаментов и продовольствия, остальные исключения обсуждаются.

Согласно статье, дискуссии находятся на “предварительной стадии”, и участники видят препятствия для имплементации. В частности, для подключения к новому санкционному режиму не только “семерки”, но и Евросоюза меры нужно будет согласовать со всеми членами блока, что наверняка вызовет сопротивление тех стран ЕС, которые продолжают торговать с Россией. Также агентство отмечает риск ответных мер со стороны Москвы: например, европейские страны продолжают приобретать в России медь, железо, палладий и никель.

Bloomberg приводит данные женевской компании Trade Data Monitor, согласно которым основными торговыми партнерами России в Евросоюзе остаются Германия, Италия и Польша. Основными категориями товаров названы автомобили, шоколад, пиво, обувь, цветы и косметика. Суммарный экспорт из ЕС и стран “семерки” оценивается в 66 млрд долларов в год.

Саммит “Большой семерки”, на котором могут быть согласованы описанные Bloomberg ограничения, пройдет в Японии в середине мая. О перспективах ужесточения санкций рассуждает политолог Георгий Бовт:

“Этот вариант выглядит вполне вероятным, скорее всего, именно он будет обсуждаться на саммите “Большой семерки” в середине мая в Японии, кроме того, он будет в достаточно большой степени повторять режим, который был введен в 1995 году против Ирака, называлась эта программа “Нефть в обмен на продовольствие”. Она действовала восемь лет.

Тогда Ираку разрешалось экспортировать ограниченное количество нефти, все деньги поступали на их единый счет, с которого иракскому правительству разрешалось покупать только определенные товары, которые прежде всего собой как раз представляли медикаменты, продовольствие и еще какие-то товары первой необходимости, это был именно разрешительный порядок.

Что касается нынешнего состояния дел, тут уже переходный характер, потому что многие компании в частном порядке отказываются иметь дело с российскими контрагентами на том основании, что они подозревают, что под эти поставки конкретные, если идет речь об экспорте, нужно получать специальную лицензию OFAC, то есть подразделения Минфина США, которое курирует соблюдение санкционного режима. А поскольку они не хотят связываться с получением лицензий, то отказывают.

В данном случае то, о чем пишет Bloomberg, будет во многом подтверждением уже частично существующего режима. Естественно, он будет уже гораздо более широко выглядеть, поскольку лицензию придется получать на все поставки, которые заранее не будут оговорены как продовольственные и медицинские.

Мне кажется, что успех обсуждения этого предложения на “семерке” будет зависеть от результатов тех вояжей, которые совершают американские чиновники сейчас по странам, которые они подозревают в участии в параллельном импорте в Россию. Это страны-партнеры по Евразийскому союзу и некоторые европейские страны, также Арабские Эмираты. Вот если они увидят, что их вояжи принесли результаты и те стали относиться строже к российским контрагентам, тогда они еще сильнее закрутят гайки. Если они увидят, что особых результатов добиться не удалось, тогда смысл в тотальном запрете импорта из стран “семерки” и ЕС в Россию просто не получится, потому что его можно будет обойти, значит, сначала нужно добиться того, чтобы его нельзя было обойти”.

Пока Bloomberg пишет об ужесточении санкций, Financial Times в этом сомневается. По данным источников издания, в Евросоюзе считают, что с новыми санкциями против России покончено.

“Мы закончили. Если введем больше санкций, исключений будет больше, чем мер”, — сказал собеседник газеты.

Как утверждается, неформальные обсуждения по новому пакету ограничений должны начаться завтра. Согласно статье, в ближайшем раунде санкций союзники Украины скорее всего ограничатся расширением черного списка физлиц и ужесточением мер против обхода санкций.

Бизнес ФМ

В ДУМУ ВНЕСЕН ПРОЕКТ, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ЦБ НАЧАТЬ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАСЧЕТАМ В КРИПТОВАЛЮТЕ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ВЭД

Группа депутатов внесла в парламент поправки в закон об экспериментальных правовых режимах (ЭПР) в сфере цифровых инноваций, которые позволяют ЦБ создать экспериментальную площадку для использования криптовалют и цифровых финансовых активов (ЦФА) в международных расчетах.

Законопроект № 341257-8 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации” (в части разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций на финансовом рынке) опубликован в электронной базе данных парламента в четверг.

“Программа экспериментального правового режима, положения которой затрагивают вопросы использования цифровых финансовых активов и цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, в качестве средства платежа, утверждается нормативным актом Банка России”, – говорится во внесенном законопроекте.

Уточняется, что положения программы ЭПР в сфере цифровых инноваций, которые утвердит ЦБ, могут исключать или изменять действие положений закона об ЭПР, если положения программы такого экспериментального правового режима затрагивают вопросы использования цифровой валюты, цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав.

В начале недели глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что международные расчеты в рамках ЭПР могут быть разрешены не только в криптовалюте, но и с помощью работающих в легальном поле российских цифровых финансовых активов. “Предполагается отработать использование цифровых финансовых активов для международных расчетов”, – сообщила Набиуллина на встрече с фракцией “Новые люди” в рамках рассмотрения годового отчета ЦБ в Госдуме.

Глава ЦБ уточнила, что речь идет о расчетах в рамках ЭПР, который будет позволять также проводить расчеты для экспортеров в криптовалюте. При этом глава ЦБ подчеркнула, что расчеты в криптовалюте внутри страны не должны использоваться.

“Для внешних расчетов мы предполагаем, что это возможно в виде эксперимента – этот законопроект тоже готовится – в виде экспериментального правового режима, там предполагается создание специальных уполномоченных организаций – то есть майнеры смогут через эту уполномоченную организацию продавать, субъекты ВЭД – использовать для расчетов, хотим посмотреть, как это будет работать”, – подчеркнула Набиуллина.

Разработка механизма использования криптовалюты в международных расчетах – поручение премьер-министра РФ, которое он дал в конце 2022 г. Минфину, ЦБ, Росфинмониторингу, ФНС и ФСБ.

Интерфакс

АВТОПЕРЕВОЗЧИКИ КАЛИНИНГРАДА ПОПРОСИЛИ РАЗРЕШИТЬ ИМ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ ПО РОССИИ БЕЗ САНКЦИЙ

Малые и средние компании грузоперевозчиков из Калининграда попросили правительство России освободить от санкций за доставку грузов автомобилями, находящимися под особой таможенной процедурой свободной таможенной зоны.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов направил письмо с этой просьбой главе правительства Михаилу Мишустину 17 апреля, сообщила пресс-служба бизнес-омбудсмена.

“Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов обратился к председателю правительства Михаилу Мишустину с просьбой разрешить автоперевозчикам из Калининградской области использовать грузовики, помещенные под особую таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для рейсов по остальной территории России”, – говорится в сообщении. Титов предложил наложить соответствующий мораторий до 1 июня 2024 года.

Сейчас на всей территории Калининградской области действует свободная таможенная зона. В ее рамках местные предприниматели могут ввозить грузовики без уплаты таможенной пошлины и НДС по особой таможенной процедуре, но обязаны не использовать их для перевозок между другими регионами России. При этом с 16 апреля 2022 года таможенные службы Евросоюза не пускают на свою территорию транспорт из России и Белоруссии. Транспортные компании Калининградской области фактически лишились возможности зарабатывать, так как не могут выполнять перевозки.

“Альтернативой выступает стандартная таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, однако чтобы перейти на нее сейчас, владельцам придется уплатить пошлину, НДС и утилизационный сбор, рассчитанные по тогдашней стоимости нового грузовика. Зачастую сумма таможенных доплат сравнима с остаточной стоимостью 10-15 летней машины или даже превышает ее. Продать автомобиль тоже невозможно, потому что при продаже наложенные ограничения никуда не исчезнут, соответственно, приобрести машины с такими ограничениями желающих будет немного”, – пояснила уполномоченный по защите предпринимателей в Калининградской области Светлана Нижегородова.

По данным Нижегородовой, в Калининградской области около 1,3 тыс. предприятий, занимавшихся международными автоперевозками. Совокупный парк – около 8 тыс. фур. Примерно 3 тыс. из них – фактически без права рейсов внутри России.

ТАСС

EnglishRussian